№ |
Вопросы |
Ответы |
Инвестиции |
||
|
Общие: |
|
1. |
Что означает инвестиционная деятельность? |
инвестиции - материальные и нематериальные блага и права на них, вкладываемые в объекты экономической и иной деятельности; инвестиционная деятельность - совокупность действий субъектов инвестиционной деятельности, связанная с осуществлением инвестиций; инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий инвестирование собственных, заемных и привлеченных средств, имущественных ценностей и прав на них, а также прав на интеллектуальную собственность в объекты инвестиционной деятельности; участник инвестиционной деятельности - субъект инвестиционной деятельности, обеспечивающий инвестиционную деятельность в качестве исполнителя заказов инвестора; реинвестиции - вложение прибыли (дохода), полученной в результате деятельности инвестора. Инвестиции по объекту назначения подразделяются на капитальные, инновационные и социальные. К капитальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в создание и воспроизводство основных фондов, а также в развитие иных форм материального производства. К инновационным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в разработку и освоение нового поколения техники и технологий. К социальным инвестициям относятся инвестиции, вкладываемые в развитие человеческого потенциала, навыков и производственного опыта, а также в развитие иных форм нематериальных благ. Инвесторы могут осуществлять инвестиции путем: создания юридических лиц или долевого участия в их уставных фондах (капиталах), в том числе путем приобретения имущества и акций; приобретения ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан; приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов; приобретения права собственности в соответствии с законодательством, включая права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и другими природными ресурсами. Инвесторы могут осуществлять инвестиции и в иных формах, не противоречащих законодательству. Изменение форм, в которые первоначально или повторно вкладываются инвестиции, не приводит к изменению их квалификации в качестве инвестиций. |
2. |
Что считается на территории Узбекистана иностранными инвестициями? |
Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемых иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода). |
3. |
Кто может выступать в качестве иностранного инвестора на территории Узбекистана? |
Иностранными инвесторами в Республике Узбекистан могут быть:-иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств; -международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права; -юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств; -физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей. |
4. |
Какие формы инвестирования существуют в Узбекистане? |
Долевое участие в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан; -Создание и развитие хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам; -Приобретение имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан; -Вложение прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл); -Приобретение концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов; -Приобретение права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами. |
5. |
Можно ли осуществлять инвестиции в других формах? |
Иностранные инвесторы могут осуществлять инвестиции на территории Республики Узбекистан и в иных формах, не противоречащих действующему законодательству. |
6. |
Если в процессе инвестирования изменяется его форма? |
Изменения форм, в которых первоначально или повторно осуществляются иностранные инвестиции, не приводят к изменению их квалификации в качестве инвестиций. |
7. |
Что такое предприятие с иностранными инвестициями (ПИИ)? |
К ПИИ относятся вновь создаваемые предприятия, отвечающие следующим условиям: - размер Уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, эквивалентной 150 тыс. долларов США; - одним из участников предприятия обязательно является иностранное юридическое лицо; - доля иностранных инвестиций составляет не менее 30 процентов уставного фонда предприятия. |
8. |
Есть ли какие-либо ограничения организационно-правового характера при создании ПИИ? |
В Узбекистане не установлены какие-либо ограничения организационно-правового характера при создании ПИИ. При этом они могут создаваться в форме хозяйственного товарищества (полного и коммандитного), общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерного общества (открытого и закрытого), дочернего предприятия, унитарного предприятия и других формах, не запрещенных законодательством. |
9. |
Какими правами пользуется иностранный инвестор? |
Иностранный инвестор имеет право: - самостоятельно определять объемы, виды и направления осуществления инвестирования; - заключать договора с юридическими и физическими лицами для осуществления инвестиционной деятельности; - владеть, пользоваться и распоряжаться своими инвестициями и результатами инвестиционной деятельности. По решению иностранного инвестора право владения, пользования, распоряжения инвестициями, их результатами могут быть переданы другим юридическим и физическим лицам в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан. - самостоятельно принимать решение о патентовании за рубежом и в Республике Узбекистан принадлежащих ему изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, полученных в результате инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан; - самостоятельно и свободно распоряжаться доходом (включая его беспрепятственную репатриацию), полученным в результате инвестиционной деятельности; - привлекать в Республику Узбекистан денежные средства в виде кредитов и займов; - использовать средства в национальной валюте на своих счетах для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке; - приобретать права на земельные участки в случаях и на условиях, предусмотренных законодательством; - использовать имущество и любые имущественные права, принадлежащие ему на правах собственности, в качестве обеспечения по всем видам принятых им обязательств, включая обязательства, направленные на привлечение заемных средств в соответствии с законодательством Республики Узбекистан; - получать адекватную компенсацию в случае реквизиции его инвестиций и иных активов; - получать возмещение убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) и решений органов государственного управления, органов государственной власти на местах и их должностных лиц. |
10. |
Какие направления в сфере производства являются приоритетными в республике и поддерживаются правительством? |
В Республике Узбекистан не установлены какие-либо ограничения инвестирования в разрезе отраслей экономики или регионов, в которые направляются прямые частные иностранные инвестиции. |
11. |
Что входит в понятие «микрофирма и малое предприятие»? |
- Микрофирмы и малые предприятия согласно действующему законодательству Республики Узбекистан, наряду с индивидуальными предпринимателями, являются субъектами малого предпринимательства при их соответствии нижеперечисленным критериям: - микрофирмы со среднегодовой численностью работников, занятых в производственных отраслях, - не более двадцати человек, в сфере услуг и других непроизводственных отраслях - не более десяти человек, в оптовой, розничной торговле и общественном питании - не более пяти человек; - малые предприятия со среднегодовой численностью работников, занятых в отраслях: легкой и пищевой промышленности, металлообработки и приборостроения, деревообрабатывающей, мебельной промышленности и промышленности строительных материалов - не более ста человек; машиностроения, металлургии, топливно-энергетической и химической промышленности, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, строительства и прочей промышленно-производственной сферы - не более пятидесяти человек; науки, научного обслуживания, транспорта, связи, сферы услуг (кроме страховых компаний), торговли и общественного питания и другой непроизводственной сферы - не более двадцати пяти человек. Следует иметь в виду, что для указанной категории субъектов предпринимательства законодательством установлены дополнительные гарантии. В частности, в случае если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений. |
12. |
Что означает «единый налоговый платеж для микрофирм и малых предприятий»? |
В республике с 2005 года введен единый налоговый платеж для микрофирм и малых предприятий взамен уплаты единого налога, обязательных отчислений во внебюджетный Пенсионный фонд, Республиканский дорожный фонд и Фонд школьного образования. Кроме того, при исчислении единого налогового платежа для микрофирм и малых предприятий-производителей подакцизной продукции налогооблагаемая база уменьшается на сумму акцизного налога. При этом, вновь создаваемым микрофирмам и малым предприятиям предоставлено право по получении отсрочки по уплате единого налогового платежа сроком на один год, с уплатой отсроченных сумм в течение 12 месяцев равными долями после окончания льготного периода. Ставки единого налогового платежа ежегодно устанавливаются Правительством. На 2007 год ставка единого налогового платежа для предприятий всех отраслей экономики установлена в размере 10%. При этом, для предприятий, занимающимися отдельным видами деятельности установлены более низкие ставки либо предусмотрены льготы. Так: - предприятия, у которых разработка и внедрение компьютерных программных продуктов составляют не менее 80% от общего объема реализации товаров (работ, услуг) уплачивают 5%; - предприятия сельского хозяйства по основной деятельности – 6%; - для предприятий, у которых доля экспорта товаров, работ, услуг (независимо от места выполнения работ и оказания услуг) собственного производства за свободно конвертируемую валюту составляет от 15 до 30% в общем объеме реализации – установленная ставка снижается на 30%; от 30 и более процентов в общем объеме реализации - установленная ставка снижается на 50%; - для предприятий сферы услуг по объему оказанных услуг, оплаченных с применением пластиковых карт - установленная ставка снижается на 10%. |
13. |
Существуют ли какие-либо требования в части размеров уставного капитала создаваемых на территории республики микрофирм и малых предприятий? |
Нет. Уставный капитал микрофирм и малых предприятий формируется учредителями с учетом минимальных размеров уставного фонда, установленных законодательством для каждой отдельной организационно-правовой формы юридического лица. |
14. |
Существуют ли какие-либо ограничения для иностранных лиц, нерезидентов Республики Узбекистан, при осуществлении ими трудовой деятельности? |
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории Республики Узбекистан наряду с гражданами республики на равных с ними условиях. При этом, иностранный гражданин, въезжающий в Республику Узбекистан с целью осуществления трудовой деятельности, может работать на территории республики при наличии подтверждения права на трудовую деятельность, выданного на его имя на основании полученного работодателем разрешения Агентством по вопросам внешней трудовой миграции. |
15. |
Каков порядок налогообложения доходов иностранных физических и юридических лиц, полученных на территории Республики Узбекистан? |
Физическое лицо, постоянно проживающее в Республике Узбекистан или находящееся в Узбекистане в течение 183 дней или более, в течение любого периода до двенадцати месяцев, начинающихся или заканчивающихся в финансовом году, рассматривается как резидент Республики Узбекистан. Физические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам, полученным из источников на территории Узбекистана. Аналогичная ситуация возникает при налогообложении иностранных юридических лиц. Так, резидентом Республики Узбекистан является юридическое лицо, учрежденное или зарегистрированное в Узбекистане, а также зарегистрированное за пределами Республики Узбекистан, головное предприятие которого находится в Узбекистане. Юридические лица, не являющиеся резидентами Республики Узбекистан, облагаются налогом по доходам (прибыли), полученным из источников на территории Узбекистана. При этом взимание налогов и сборов с иностранных физических и юридических лиц может быть прекращено или ограничено на основе взаимности в случаях, когда в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к физическим и юридическим лицам Республики Узбекистан. |
16. |
Защищено ли имущество иностранных инвесторов от национализации? |
Иностранные инвестиции и иные активы иностранных инвесторов Республики Узбекистан защищены Законом «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов» и не подлежат национализации. |
17. |
Являются ли реинвестиции иностранными инвестициями? |
Иностранными инвестициями на территории Республики Узбекистан признаются все виды материальных и нематериальных благ и прав на них, в том числе права на интеллектуальную собственность, а также любой доход от иностранных инвестиций, вкладываемые иностранными инвесторами в объекты предпринимательской и других видов деятельности, не запрещенных законодательством, преимущественно в целях получения прибыли (дохода). |
18. |
Какие правовые институты созданы для защиты прав иностранных инвесторов? |
С 1 января 2007 года в республике вступил в силу Закон «О третейских судах», послуживший правовой основой создания, функционирования и деятельности третейских судов, как постоянно действующих, так и временно создаваемых. Таким образом, в настоящее время наряду с уже имеющимися средствами защиты прав и гарантий деятельности иностранных инвесторов, по согласованию сторон на территории республики могут создаваться третейские суды с привлечением независимых экспертов, приемлемых для обеих сторон. Вместе с тем, задача по обеспечению защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями возложена на Министерство юстиции. В этих целях в структуре Министерства юстиции создано Управление по правовой защите иностранных инвестиций и предприятий с иностранными инвестициями. |
19. |
Какие налоговые и таможенные льготы предоставляются иностранным инвестициям и предприятиям с иностранными инвестициями? |
Наряду с таможенными и налоговыми льготами, установленными для всех предприятий Республики Узбекистан, имеется ряд льгот, предоставляемых предприятиям следующих отраслей экономики, привлекающим прямые частные иностранные инвестиции: 1. Изделия радиоэлектронной промышленности и производство комплектующих к компьютерной и вычислительной технике. 2. Легкая промышленность: 3. Шелковая промышленность: 4. Промышленность строительных материалов: 5. Промышленное производство мяса птицы и яиц. 6. Пищевая промышленность: 7. Мясо-молочная промышленность: 8. Химико-фармацевтическая промышленность: Данные предприятия освобождаются от уплаты по основной деятельности налога на доходы (прибыль), налога на имущество, налога на развитие социальной инфраструктуры и благоустройство территорий, экологического налога, единого налога для микрофирм и малых предприятий, а также обязательных отчислений в Республиканский дорожный фонд. Указанные налоговые льготы предоставляются при объеме прямых частных иностранных инвестиций: - от 300 тыс. долларов США до 3 млн. долларов США - сроком на 3 года; - свыше 3 млн. долларов США до 10 млн. долларов США - сроком на 5 лет; - свыше 10 млн. долларов США - сроком на 7 лет. При этом указанные налоговые льготы применяются при следующих условиях: - размещение указанных предприятий в трудоизбыточных регионах - Республике Каракалпакстан, Джизакской, Кашкадарьинской, Сырдарьинской, Сурхандарьинской, Хорезмской областях, а также в сельских населенных пунктах Навоийской, Андижанской, Наманганской и Ферганской областей; - осуществление иностранными инвесторами частных прямых иностранных инвестиций без предоставления гарантии Республики Узбекистан; - доля иностранных участников в уставном капитале предприятия должна быть не менее 50 процентов; - внесение частных прямых иностранных инвестиций после государственной регистрации указанных предприятий; - вложение иностранных инвестиций в виде свободно конвертируемой валюты или нового современного технологического оборудования; - направление дохода, полученного в результате предоставления указанных льгот в течение срока их применения, на реинвестирование с целью дальнейшего развития предприятия. Кроме того, с 1 июля 2003 года до 1 января 2009 года производственные предприятия с иностранными инвестициями ГАК «Узбекенгилсаноат», специализирующиеся на производстве готовой одежды (швейных, трикотажных и кожаных изделий), чулочно-носочных изделий и обуви, освобождаются от уплаты в бюджет всех налогов и сборов, кроме налога на добавленную стоимость. |
20. |
Возможно ли получение иностранным инвестором дополнительных льгот? |
В некоторых случаях на основе заключаемых инвестиционных договоров иностранным инвесторам могут быть предоставлены дополнительные гарантии и меры защиты прав при инвестировании в: - в приоритетные отрасли, обеспечивающие устойчивый экономический рост, прогрессивные структурные изменения экономики страны; - в приоритетные проекты, обеспечивающие укрепление и расширение экспортного потенциала республики, ее интеграцию в мирохозяйственные связи; - в проекты в сфере малого и среднего предпринимательства, реализация которых направлена на переработку сырья и материалов, производство потребительских товаров и услуг, обеспечение занятости населения. Дополнительные гарантии и меры защиты иностранным инвесторам могут включать предоставление гарантии Правительства Республики Узбекистан, оказание содействия в финансировании инвестиционных проектов, создание специального налогового и платежного режима, осуществление государственного мониторинга реализации проектов и иные меры в соответствии с законодательством. |