Эксперты обсудили законопроект о государственных закупках
27 апреля 2017 года Торгово-промышленной палатой Узбекистана совместно с Министерством финансов Руспублики Узбекистан был проведен круглый стол по обсуждению проекта Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках» с участием представителей министерств, ведомств и субъектов предпринимательства.
В целях создания единой системы государственных закупок в Узбекистане, обеспечивающей максимально эффективное использование средств, а также снабжения государственный сектор необходимыми товарами, работами и услугами в нужном количестве при оптимальном соотношении «цена-качество» Министерствами экономики, юстиции, по развитию информационных технологий и коммуникаций, Государственным комитетом по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции совместно с ТПП был разработан проект Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках».
Проект Закона Республики Узбекистан «О государственных закупках» разработан во исполнение пункта 5 приложения №1 к Указу Президента Республики Узбекистан от 05.10.2016 г. № УП-4848 «О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению делового климата» и пункта 4 приложения №1 к Постановлению Президента Республики Узбекистан от 02.02.2017 г. № ПП-2752 «О мерах по реализации положений Закона Республики Узбекистан «О противодействии коррупции»».
Основная цель подготовки данного закона - разработка единого законодательного акта, регламентирующего государственных закупок и позволяющего устранить имеющиеся на практике противоречия и устаревшие нормы, а также систематизировать нормы, положения, полномочия участников закупок, уже действующие на практике.
В настоящее время государственные закупки регулируются многочисленными законодательными актами, что приводит к разночтению отдельных норм и сложности их реализации. Отсутствие единого Закона, регулирующего государственные закупки приводит к ситуации, когда подзаконные акты должны отвечать требованиям Гражданского кодекса и Закона «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», которые не всегда учитывают специфику закупа для государственных нужд. Кроме того, подзаконные акты регулируют многие вопросы, которые по своему определению должны регулироваться на уровне закона.
Изучение международного опыта отдельных стран мира показало, что наиболее схожие системы государственных закупок имеют такие страны как Российская Федерация, Беларусь и Казахстан, в которых весь процесс закупки регулируется единым документом - Закон.
Законопроект учитывает имеющийся отечественный опыт осуществления государственных закупок, а также международную практику, в том числе основные положения модельного законодательства Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), законодательства ЕС, РФ (ФЗ-44), Республики Беларусь, Республики Казахстан, многосторонних банков развития, лучшие практики по государственным закупкам, в том числе рекомендации ОЭСР. При изучении международного законодательства по государственным закупкам учитывалась специфика процесса закупки, хозяйственно-договорной базы, административно-территориального устройства и полномочий органов государственной власти каждой из изученных стран, а также их схожесть с Республикой Узбекистан. Проект данного закона собрал в себя нормы Закона Республики Узбекистан «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов», постановлений Президента Республики Узбекистан, решений Правительства и ведомственных нормативно-правовых актов.
Реализация настоящего законопроекта приведет к построению системы государственных закупок в Узбекистане:
- обеспечивающей максимально эффективное использование средств;
- обеспечивающей в сжатые сроки государственный сектор необходимыми товарами, работами и услугами в нужном количестве при оптимальном соотношении «цена-качество»;
- способствующей борьбе с коррупцией.
Кроме того, совершенствование системы государственных закупок косвенным образом будет способствовать ускорению и социально-экономического развития страны, включая:
- эффективную реализацию государственной инвестиционной программы;
- поддержку отечественных производителей и субъектов малого бизнеса;
- стимулирование инноваций, направленных на применение современных энерго- и ресурсосберегающих технологий.
Реализация настоящего законопроекта будет способствовать улучшению оценки страны в целом ряде важных рейтингов, таких как: оценке систем закупок ОЭСР и Всемирного банка, оценка ОЭСР по противодействию коррупции, «Легкость осуществления государственных закупок» (часть оценки «Легкость ведения бизнеса»), оценки применения электронного правительства и пр. Улучшение данных оценок и рейтингов будет способствовать повышению престижа страны на мировой арене и привлекательности для иностранных инвесторов.
Информационная служба ТПП РУз
27.04.2017
15:19