Обсуждена новая редакция проект закона "О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан"
В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному совершенствованию системы государственной защиты законных интересов бизнеса и дальнейшего развития предпринимательства» от 19 июня 2017 года, а также Постановления «О совершенствовании организации деятельности Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан» осуществляется глубокое реформирование деятельности Торгово-промышленной палаты путем пересмотрения ее задач, функций и полномочий.
В свою очередь, значение данных мер находит отражение в создании возможности для дальнейшего усиления защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, оказания им всесторонней поддержки в организации и ведении бизнеса, предоставления качественных услуг, а также разработки эффективного метода информационного обмена с предпринимателями по вопросам улучшения бизнес среды. В исполнении ответственных задач, возложенных на Палату в соответствии с требованиям важное значение имеет правовая основа. В связи с этим, в Указе отдельно отмечается необходимость разработки проекта закона «О торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» в новой редакции.
Стоит отметить, что проект закона «О торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» в новой редакции в течение 2 месяцев два раза обсужден с участием представителей соответствующих министерств и ведомств, а также субъектов предпринимательства, и после включения поступивших предложений и рекомендаций, внесен в Кабинет Министров.
8 сентября текущего года Торгово-промышленной палатой Узбекистана в содействии Комитетом по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан Законодательной палаты Олий Мажлиса и с участием субъектов предпринимательства организовано широкое обсуждение проекта закона «О торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» в новой редакции накануне его утверждения. Как отмечалось во время мероприятия, согласно Указу Президента основными задачами и функциями Палаты являются защита прав предпринимателей, улучшение делового климата и инвестиционной среды, поддержка предпринимательской деятельности, взаимодействие с государственными органами, обучение субъектов предпринимательства и подготовка кадров, внешнеэкономическая деятельность и привлечение инвестиций.
Проект закона «О торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» в новой редакции состоит из 38 статей, из которых 18 статей являются новыми дополнениями на основе предложений и рекомендаций.В частности, отдельная статья приведена для указания ведомственных структур Палаты, которыми являются ее региональные управления, Центры поддержки предпринимательству, действующие в городах Ташкент и Нукус, а также во всех областных центрах, их районные и городские отделения, Третейский суд, Международный коммерческо-арбитражный суд, представительства Палаты за рубежом, Центр внедрения экспертизы международных стандартов менеджмента, Центр инновационного развития и Центр мониторинга и анализа делового климата.
Во-первых, Палате предоставляются полномочия по организации экспертных советов, внесению в уполномоченные государственные органы письменные запросы, требующие обязательного ответа, об устранении государственными органами неясностей и разночтений по принятым нормативно-правовым актам, в Кабинет Министров Республики Узбекистан, министерства и ведомства предложения о внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу нормативно-правовых актов, препятствующих или ограничивающих развитие предпринимательской деятельности, участию в согласовании сроков и количества проверок субъектов предпринимательства, утверждаемых Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, непосредственно в проверках деятельности субъектов предпринимательства для защиты их интересов, а также обжаловани. решений контролирующих органов, принятых по итогам проверок.
Во-вторых, Торгово-промышленная палата Узбекистана является уполномоченным органом по выдаче заключений по проектам нормативно-правовых актов на предмет оценки их воздействия на предпринимательскую деятельность.
В-третьих, проекты нормативно-правовых актов по вопросам, прямо или косвенно воздействующим на осуществление предпринимательской деятельности, в обязательном порядке подлежат согласованию с Палатой;
В-четвертых, в случае несогласия с содержанием проекта нормативно-правового акта в целом или в какой-либо его части Палата вправе вносить соответствующее заключение в орган законодательной и исполнительной власти, принимающий нормативно-правовой акт;
В-пятых, запросы и рекомендации о необходимости внесения изменений и дополнений, а также признании утратившими силу нормативно-правовых актов, препятствующих или ограничивающих развитие предпринимательской деятельности подлежат обязательному рассмотрению в установленные законом срок и с последующим направлением в Палату обоснованных заключений о результатах их рассмотрения;
В-шестых, представители Палаты в обязательном порядке включаются в состав общественных консультативных советов, образуемых при государственных органах, в том числе контролирующих и правоохранительных органов.
Наряду с этим, Палате предоставлено полномочие запрашивать и получать от органов государственного и хозяйственного управления, органов исполнительной власти на местах, органов самоуправления граждан и их должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы в целях обеспечения урегулирования спора между субъектами предпринимательства и государственными органами, участвовать в производстве по уголовным делам в качестве общественных защитников, принимать от имени субъекта предпринимательства участие на любой стадии (инстанции) судебного разбирательства при обжаловании решений государственных органов, действий (бездействия) их должностных лиц, а также, наряду с исковыми заявлениями, подавать апелляционные, кассационные жалобы, заявления, в том числе ходатайства о принесении протеста в надзорном порядке.
В ряд полномочий, предоставленных Палате также входит внесение предложений о приватизации государственных активов, в том числе реализации объектов государственной собственности по «нулевой» выкупной стоимости, а также передаче отдельных видов функций государственных органов и государственных услуг частному сектору, внедрении действенных механизмов государственно-частного партнерства. Вышеизложенное предусматривает необходимость совершенствования действующего законодательства по регулированию отношений, связанных с деятельностью Палаты. В проекте закона «О торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» отражаются правовые механизмы эффективного диалога и взаимодействия между государством и бизнес-сообществом, поддержки и защиты субъектов предпринимательства. В частности, статьи действующего закона касательно целей и задач деятельности Палаты приводятся в соответствие с требованиями Указа.
Необходимо отдельно отметить важное значение Экспертных советов, организуемых Торгово-промышленной палатой Узбекистана в привлечении субъектов предпринимательства в законодательную деятельность Палаты, что в свою очередь создает возможность для их участия в совершенствовании законодательства.
Информационная служба ТПП РУз.
08.09.2017
11:57