«Ведение бизнеса» в Узбекистане по обновленным законам
«Ведение бизнеса» в Узбекистане по обновленным законам
Свыше 40 законодательных актов в сфере предпринимательства дополнены и изменены в соответствии с Законом, подписанным Президентом Республики Узбекистан 20 августа 2015 года. Как эти нововведения повлияют на улучшение делового и инвестиционного климата Узбекистана и как в результате повысятся позиции страны в международном рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса-2016/2017» изучили эксперты совместного проекта ТПП и ПРООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)».
«Ведение бизнеса» (Doing Business) – ежегодно составляемый Всемирным банком рейтинг, сравнивающий 189 стран мира по 10 индикаторам благоприятности ведения бизнеса. «Ведение бизнеса» является общепринятой в мировой практике системой критериев оценки условий ведения бизнеса. В общем рейтинге «Ведение бизнеса-2015» Узбекистан занял 141-е место (в 2014 г. – 149-е место).
При оценке деловой среды методологией Всемирного банка учитывается наихудшее состояние одного из двух показателей, будь то нормы, закрепленные в законодательстве или их фактическое применение на практике. Такой подход применяется при оценке разрешительных процедур, сроков и издержек для бизнеса, связанных с прохождением этих процедур.
На совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, проведенном 23 января 2015 года, главой государства было отмечено, что «…на сегодняшний день нередко принимаемые законы, изменения и дополнения к ним не действуют из-за того, что, во-первых, не содержат конкретные механизмы реализации имеющихся в них норм, а во-вторых – не издаются или несвоевременно издаются соответствующие подзаконные акты, без которых положения этих законов просто не могут работать».
Подтверждением отмеченного является и международный рейтинг республики, который хоть и повысился по сравнению с 2014 годом, однако по отдельных индикаторам наблюдается понижение (регистрация предприятия, получение разрешения на строительство, получение кредитов и разрешение неплатежеспособности).
В этой связи, очень важно обеспечить исполнение на местах принятых норм законодательства, усовершенствовать правоприменительную практику, включая национальную систему оценки воздействия актов законодательства на предпринимательскую деятельность.
Экспертами совместного проекта проведено сравнение, на основе методологии Всемирного банка, норм национального законодательства с практикой их применения. Для упрощения анализа по 7-ми индикаторам на диаграмме представлено количество и продолжительность формальностей, которые проходит обычная компания в Узбекистане в течение одного года.
Как видно, разница в количестве формальностей (56 документов и процедур) и продолжительности (228 дней) свидетельствует, что несмотря на все принимаемые меры по кардинальному улучшению деловой среды, практика применения норм законодательства серьёзно отличается от требований законов и подзаконных актов.
В связи с чем, весьма своевременным является принятие 20 августа 2015 г. в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 15 мая 2015 г. Закона, которым внесены изменения и дополнения в 10 Кодексов и 33 Закона, включая Гражданский, Уголовный, Уголовно-процессуальный, Трудовой, Гражданский процессуальный, Хозяйственный процессуальный, Земельный, Жилищный, Налоговый кодексы, а также Кодекс об административной ответственности.
Последовательно реализуемые в стране реформы, направленные на защиту частной собственности, малого бизнеса и частного предпринимательства, снятие преград для их ускоренного развития должны повлиять на упрощение административных процедур, и что самое главное, на практическое исполнение требований законодательства. Таким образом, принятый в августе законодательный акт должен положительно отразиться на условиях ведения бизнеса в стране, что в конечном итоге улучшит оцениваемые Всемирным банком критерии ведения бизнеса в Узбекистане.
Теперь рассмотрим, как принятые изменения способствуют улучшению рейтинга Узбекистана в отчете «Ведение бизнеса-2016/2017».
Как видно из диаграммы, продолжительность прохождения разрешительных и административных процедур субъектами предпринимательства свидетельствует об «отставании» практического исполнения норм законодательства от фактических сроков, установленных законодательством. Например, согласно установленным правилам прохождение процедур регистрации бизнеса, постановки на учет в налоговых и статистических органах, изготовления печати, открытия счета в банке, постановки на учет в Народном банке составляют 5,5 дней, при этом методологией Всемирного банка оценивается в 7,5 дней.
Отметим, что оценивается не только собственно процедура регистрации предприятия, т.е. выдача субъекту предпринимательства свидетельства о государственной регистрации юридического лица и зарегистрированных учредительных документов. Учитываются все формальности, связанные с началом ведения бизнеса, куда входит резервирование фирменного наименования, получение свидетельства о регистрации, изготовление печати, открытие расчетного счета в банке, постановка на учет в налоговых органах, органах статистики и Народном банке. Очевидно, что без прохождения указанных процедур, предприятие согласно законодательству фактически не может начать предпринимательскую деятельность.
При этом, несмотря на имеющуюся возможность у предпринимателей одновременно пройти отдельные из указанных процедур, методологией Всемирного банка их количество формируется путем сложением каждой процедуры отдельно, поскольку данные процедуры являются обязательными согласно законодательству. Также по методологии те процедуры, которые можно пройти заполнив одну единственную форму документа в электронном режиме онлайн, т.е. через Интернет, они учитываются как одна процедура либо сокращаются вдове. Однако и здесь оцениваются имеющиеся у заявителя возможности пройти все процедуры без перехода по интерактивным ссылкам на другие вебсайты, иначе каждый переход считается за отдельную процедуру. В этой связи, немаловажным является и обеспечение надлежащей интеграции ведомственных информационных ресурсов и создание возможности единожды заполнить онлайн один формуляр документа, сведения в котором могли быть достаточными для прохождения всех сопутствующих процедур для получения конкретной услуги.
Усиление в соответствии с новым Законом контроля со стороны правоохранительных органов за деятельностью должностных лиц и государственных служащих, оказывающих государственные услуги, способствует неукоснительному соблюдению требований законодательства, т.е. будет устраняться разрыв между «теорией» и «практикой» применения норм законодательства.
Во-первых, наличие на практике требований о прохождении разрешительных процедур, увеличивавших издержки как временные, так и финансовые, теперь будет пресекаться на основании изменений, внесенных в Уголовный кодекс, Кодекс об административной ответственности. Согласно этим изменениям, предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение не только установленного порядка, но и сроков по рассмотрению и выдаче лицензий и других документов разрешительного характера, в том числе за незаконное введение новых видов лицензий и разрешительных процедур.
Во-вторых, до последнего времени, наблюдались случаи, когда работники государственных органов требовали от субъектов предпринимательства, представления документов, не предусмотренных законодательством. Теперь, конкретизированы и усилены меры ответственности государственных органов и их должностных лиц за вмешательство в предпринимательскую деятельность, осуществляемую в соответствии с законодательством, а также за истребование у них не предусмотренных законодательством документов при осуществлении предпринимательской деятельности.
Также, теперь на законодательном уровне применяется термин «государственная услуга» и в случае нарушения порядка и сроков оказания такой услуги повышена административная ответственность служащих государственных органов, оказывающих государственные услуги. К этому относится и неправомерный отказ в оказании услуги либо истребование от субъектов предпринимательства статистической, финансовой, налоговой и иной отчетности, а также других документов, не предусмотренных законодательством, в том числе излишних документов при открытии банковского счета.
При этом, конкретизация в Законе понятия «должностное лицо» позволит однозначно устанавливать нарушителя и принимать в отношении него соответствующие меры правового воздействия.
Отметим и изменения законов, которые прямо влияют на оценку деловой среды по методологии Всемирного банка. Внесенные изменения в статью 5 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» освобождают субъекты малого предпринимательства от обязательного наличия круглой печати. По оценкам Всемирного банка, при регистрации ООО приходилось тратить один день и до 50 тыс. сум на изготовление печати. Теперь же эта процедура является не обязательной и носит добровольный характер. Также, внесены изменения в Закон «О накопительном пенсионном обеспечении граждан». Согласно этим изменениям юридические и физические лица вправе подавать электронное заявление для постановки на учет граждан в накопительной пенсионной системе, а также открытия индивидуальных накопительных пенсионных счетов через Единый портал интерактивных государственных услуг. В связи с этим, предпринимателю больше не требуется лично обращаться в Народный банк. Таким образом, благодаря принятому Закону упрощены две процедуры, в части регистрации, а финансовые затраты сократятся в среднем на 25%.
При этом реформы по достижению высоких показателей в оценках ведущих международных финансово-экономических и рейтинговых организаций не ограничивается принятым Законом. Указом Президента от 15 мая 2015 года приняты меры по дальнейшему совершенствованию условий ведения бизнеса в стране. В частности, значительно усовершенствованы процедуры внешнеэкономических операций, усилена роль судебных органов в защите интересов частных предпринимателей, обеспечивается расширение информационной системы электронного судопроизводства, совершенствуются процедуры получения разрешений на строительство, выдачу земельных участков, подключение к инженерным коммуникациям «под ключ», регистрацию недвижимого имущества.
Вместе с тем, при сравнении Узбекистана с показателями рейтинга ведущих стран, например, Сингапура, являющегося мировым лидером в части создания благоприятных условий для ведения бизнеса, свидетельствует о потенциале дальнейшего совершенствования и упрощения разрешительных, лицензионных и других административных процедур. К примеру, компания, функционирующая в Сингапуре, по 7-ми указанным на инфографике индикаторам, должна будет пройти всего 32 формальности и потратить 156 дней, что в 3,3 раза или на 75 формальностей меньше и в 4,2 раза или на 506 дней короче чем в Узбекистане.
В целях достижения уровня высокоразвитых стран необходимо в кратчайшие сроки осуществить так называемый «реинжиниринг» процессуальных правил, регламентирующих правоприменительную деятельность государственных органов, другими словами полную детальную реорганизацию функциональных и операционных процедур государственных органов, оказывающих государственные услуги субъектам предпринимательства. При этом, акцент возможно сделать не столько на движение к постоянному снижению регулирования, сколько к «эффективному регулированию», что обеспечило бы соблюдение интересов потребителей и общества в целом с наименьшими законодательными нагрузками, влияющими на деятельность субъектов предпринимательства.
Проект «Бизнес-форум Узбекистана (фаза III)» является совместной инициативой ТПП и ПРООН и направлен на улучшение условий для ведения бизнеса путем внедрения онлайн услуг, совершенствования нормативно-правовой базы, а также развития и продвижения инклюзивных бизнес-моделей.
За дополнительной информацией просим обращаться:
Фируза Акабирова
PR-специалист проекта
Узбекистан, 100047, г. Ташкент
пр-т Амира Темура, 4
Тел.: +99890 938 17 99
Эл.почта: firuza.akabirova@gmail.com
14.10.2015
00:44