Бизнес без коррупции
В Генеральной прокуратуре 4 октября текущего года состоялся семинар на тему «Международное сотрудничество в сфере противодействия коррупции», организованный Республиканской межведомственной комиссией по противодействию коррупции совместно с Сенатом Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
На семинаре приняли участие члены Сената Олий Мажлиса, представители министерств и ведомств, правоохранительных органов, институтов гражданского общества, а также руководители представительств международных организаций – УНП ООН, ПРООН, ОБСЕ и представители средств массовой информации.
В ходе мероприятия участники обсудили актуальные вопросы реализуемых совместных проектов по противодействию коррупции, а также дальнейшее сотрудничество в этом направлении.
В своем выступлении Первый заместитель председателя ТПП И.Жасимов отметил следующее:
«Существуют две системы, непосредственно влияющие на состояние деловой среды:
1. Система оказания государственных услуг и поддержки предпринимательства.
Субъектами этой системы являются органы государственного управления и местной власти, субъекты рыночной экономики (банки, биржи, страховые организации и т.д.).
2. Система государственного контроля за бизнесом и защита предпринимательства.
Субъектами этой системы являются суды, правоохранительные и контролирующие органы.
Эти две системы напрямую влияют на устойчивость и безопасность бизнеса.
Вопрос в следующем: насколько эти две системы коррумпированы и насколько это влияет на уровень коррумпированности самого бизнеса.
В борьбе с коррупцией в бизнес-среде главная цель – это укрепление и популяризация понятия «бизнес без коррупции».
В этой борьбе особое внимание должно быть сконцентрировано на:
- Анализе законодательства на предмет содержания в них коррупциогенных правил, вынуждающих предпринимателей на вхождение в коррупциогенные отношения с представителями государственных и иных органов.
Практика ТПП по оценке воздействия проектов нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность показывает, что государственными и иными органами до сих пор не прекращены попытки установления бюрократических административных барьеров, установление новых правил ведения бизнеса, создающих предпосылки принуждения предпринимателей к вступлению в коррупциогенные отношения с чиновниками государственных органов.
За истекший период Палатой проведена общественная экспертиза по более 870 проектам нормативно-правовых актов. Более 350 актов были возвращены разработчикам по причине нецелесообразности их принятия или содержания в них коррупциогенных правил.
- Соблюдении принципа приоритета законных интересов предпринимателей.
Как известно, этот принцип закреплен в законе.
Однако, практика Палаты по выявлению и разрешению проблем предпринимателей, характер нарушений их прав показывает, что этот принцип практически не соблюдается во взаимоотношениях предпринимателей с государственными, судебными, правоохранительными и иными органами.
- Поведении должностных лиц контролирующих органов при проведении проверок деятельности субъектов предпринимательства.
Есть положительные изменения во взаимоотношениях контролирующих органов с предпринимателями.
Однако, в поведении этих органов до сих пор не искоренена практика «обязательного выявления хоть какого-либо нарушения и наказания за это предпринимателя».
Мы должны уверенно двигаться в сторону укрепления взаимодоверия между предпринимателями и контролирующими органами с тем, что любая проверка выполняла задачу оказания содействия предпринимателю в устранении причин правонарушения, укрепления законности и добросовестности в деятельности субъектов предпринимательства.
Пока проверки контролирующих органов будут носить только карательный характер мы не достигнем указанной цели.
- Коррумпированности самой защиты прав и законных интересов предпринимателей.
Это случаи, когда предприниматели вынуждены входить в коррупциогенные отношения для того, чтобы реализовать свои законные права и защищать нарушенные права.
- Степени лоббирования интересов в ходе предоставления государственных услуг субъектам предпринимательства.
Сосредоточение внимания на этом факторе очень важно с точки зрения необходимости обеспечения равного доступа бизнеса к государственным услугам.
В свою очередь, лоббирование, прежде всего, нарушая предусмотренные законом гарантии свободы предпринимательской деятельности, способствуют ухудшению деловой среды.
- Прозрачности и доступности лицензионных и разрешительных процедур.
- Состоянии обеспечения равных условий доступа к финансовым, материально-техническим, земельным и другим ресурсам.
Последние два фактора очень важны для обеспечения равных условий при ведении бизнеса, гарантируемых государством.
По указанным факторам нужны фундаментальные исследования и анализы, которые могут составить основу концепции борьбы с коррупцией в бизнесе.
Палатой разработан паспорт проектного предложения с учетом вышеуказанных факторов.
Этот паспорт будет направлен в Генеральную прокуратуру для рассмотрения. Можно считать, что это запрос Торгово-промышленной палаты о необходимости вышеуказанных анализов, необходимых для повышения эффективности борьбы с коррупцией».
Пресс-служба ТПП РУз
08.10.2018
19:50