Торгово-промышленная палата провела общественную экспертизу по проекту Закона «О государственном контроле бизнеса»
Торгово-промышленной палатой Республики Узбекистан и её подразделениями на местах на системной основе осуществляется комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных правовых, экономических и социальных условий для реализации предпринимательской инициативы, развития взаимовыгодного партнёрства между бизнес-сообществом и органами государственной власти и управления, другими органами и организациями, усиление гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства, оказание всестороннего содействия в улучшении деловой среды и инвестиционного климата, всемерной поддержки внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.
Вместе с тем, в целях обеспечения исполнения требований действующего законодательства специально уполномоченными органами по согласованию и на основании решения специально уполномоченного органа, которым является Генеральная прокуратура Республики Узбекистан, осуществляется контроль деятельности субъектов предпринимательства в форме проверок.
В целях организационного обеспечения данной работы Генеральной прокуратурой разработан проект Закона «О государственном контроле деятельности субъектов предпринимательства. По данному проекту Палатой проведена общественная экспертиза, разработаны предложения:
В частности, в наименовании проекта и по тексту слова «государственный контроль» предложено заменить на слово «контроль». Это мотивировано тем, что данный Закон, прежде всего, должен быть направлен на защиту прав и интересов субъектов предпринимательства, т.е. государственная защита бизнеса должна осуществляться и в процессе контроля за их деятельностью, так как государство, прежде всего, выполняет функцию поддержки и защиты прав субъектов предпринимательства.
Предложено следующее изложение понятия «Контролирующие органы», а именно «Контролирующие органы – государственные инспекции, а также специализированные структуры министерств, ведомств и иных организаций, перечень которых установлен Кабинетом Министров Республики Узбекистан, уполномоченные законодательством осуществлять контроль деятельности субъектов предпринимательства».
В целях обеспечения принципа приоритета прав предпринимателя и создания для него возможности обжалования самого факта инициирования проверки, предложено в статье 6 проекта предусмотреть порядок уведомления субъектов предпринимательства об инициировании в отношении них проверки.
В части второй статьи 6 проекта указаны основания для инициирования проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности, в частности выявление нарушений налогового законодательства в деятельности субъектов предпринимательства.
Однако в проекте не регламентируется порядок выявления фактов нарушений налогового законодательства, что устанавливает для должностных лиц контролирующих органов необоснованно широкие пределы усмотрения и создаёт условия для совершения коррупционных правонарушений.
Предложено в части третьей статьи 12 проекта предусмотреть норму, согласно которой срок проверок, проводимых в порядке уведомления уполномоченного органа, не должен превышать 3-х дней, при этом указанный срок может быть продлён до 10 дней только лишь с разрешения уполномоченного органа.
Исходя из задач, поставленных перед ТПП Законом РУз «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» от 9 июля 2018 г. №ЗРУ-483, признано целесообразным предусмотреть в статье 13 проекта норму, согласно которой перед началом проведения проверки должностное лицо контролирующего органа обязано в письменной форме разъяснить проверяемому субъекту предпринимательства его право пригласить для участия представителей Торгово-промышленной палаты и ее территориальных управлений в проверке, а также обеспечить их участие.
Такой порядок необходим в целях обеспечения выполнения пункта 11 Указа Президента Республики Узбекистан от 27 июля 2018 года № УП-5490, согласно которому Торгово-промышленной палате и другим негосударственным некоммерческим организациям рекомендовано осуществлять общественный контроль за проводимыми проверками деятельности субъектов предпринимательства, об итогах которого ежеквартально представлять информацию в Генеральную прокуратуру.
Кроме того, согласно статье 23 Закона РУз «О Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан» от 9 июля 2018 г. №ЗРУ-483 на Палату и ее территориальные управления возложена обязанность осуществления общественного контроля за исполнением нормативно-правовых актов в сфере предпринимательской деятельности, в том числе мониторинга и участия при проверках деятельности субъектов предпринимательства — членов Палаты.
Выполнение этих задач возможно лишь в том случае, если Палата и ее территориальные управления будут своевременно уведомляться контролирующими органами о предстоящих проверках.
В связи с этим, разработчикам проекта предложено рассмотреть вопрос о введении порядка уведомления Торгово-промышленной палаты и ее территориальных управлений о предстоящих проверках субъектов предпринимательства в целях осуществления общественного контроля и мониторинга.
В главе 4 проекта предлагается также предусмотреть положение, согласно которому в случае установления в ходе проверок признаков преступлений, контролирующий орган обязан в течение 10 дней с момента окончания проверки передать подготовленный материал в органы прокуратуры в порядке, предусмотренном законодательством.
Также выдвинуто предложение о дополнении главы 5 проекта статьями, регламентирующими сроки, порядок рассмотрения и последствия подачи жалобы в вышестоящий в порядке подчинённости орган или в суд.
По представленному проекту дан также ряд других предложений, направленных на совершенствование порядка осуществления контроля за бизнесом.
Пресс-служба ТПП РУз t.me/uzchamber
22.10.2018
16:51