• RIVAL168
  • Sabung Ayam Online
  • Slot Online
  • Slot Bank Bri
  • Slot Bank Mandiri
  • Slot Bank Seabank
  • Slot Bank Bca
  • Slot Bank Bni
  • Slot Dana
  • Slot Ovo
  • Slot Linkaja
  • DeraDer4
  • Link DeraDer4
  • Sleep DeraDer4
  • MMORPG DeraDer4
  • gacor
  • gunchang menang
  • slot gacor
  • anime
  • anime baru
  • anime overpower
  • anime sekolah
  • baju sepasang
  • baju korea
  • make up
  • facewash
  • baju sepasang
  • baju raya
  • Slot 2025
  • Slot bagus 2025
  • Slot bagus 2024
  • Торгово-промышленная палата Узбекистана
    6.02.24

    Cостоялось 3-е заседание узбекско-белорусского Делового совета

    1.02.24

    Bстреча с новым послом Канады в Узбекистане Аланом Хэмсоным

    31.01.24

    Семинар-тренинг по внедрению «Рейтинга устойчивости субъектов предпринимательства»

    31.01.24

    На заседании комитета Сената Олий Мажлиса обсуждены законы, направленные на развитие деятельности субъектов предпринимательства

    29.01.24

    В Минске создан Торговый дом ТПП Узбекистана 

    23.01.17

    Министерство обороны Республики Узбекистан

    20.01.17

    Министерство Минобороны Республики Узбекистан И активный

    10.05.16

    Министерство по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан

    11.12.15

    Российская Федерация

    11.12.15

    Украина

    Доклад Президента Республики Узбекистан Ислама Каримова на расширенном заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год

    Наша главная цель – несмотря на трудности, решительно идти вперед, последовательно продолжая осуществляемые реформы, структурные преобразования в экономике, создавая еще более широкие возможности для развития частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса

     

    Уважаемые участники заседания! 

    В повестке дня сегодняшнего расширенного заседания Кабинета Министров – итоги экономического и социального развития страны за истекший 2015 год и утверждение важнейших приоритетов развития экономики страны на 2016 год. 

    Анализируя поступательное продвижение страны по пути демократических преобразований и устойчивого развития, мы имеем все основания заявить о том, что в истекшем году сделаны решительные шаги в осуществлении принципиально важных реформ, направленных на достижение нашей главной цели – выйти на уровень развитых демократических государств мира с сильной социально ориентированной экономикой, обеспечивающей достойный уровень и качество жизни наших людей. 

    Речь, прежде всего, идет о реализации всесторонне продуманной Программы, направленной на обеспечение глубоких структурных преобразований, надежной защиты интересов частного предпринимательства и малого бизнеса и, что принципиально важно, – в законодательном, нормативно- правовом и практическом, как это предусмотрено в нашей Конституции, обеспечении приоритетной роли частной собственности, поступательного сокращения присутствия государства в экономике Узбекистана. 

    Признано целесообразным на этом этапе нашего развития под прямым управлением государства сохранить только предприятия, осуществляющие добычу и переработку углеводородного сырья, драгоценных и цветных металлов, урана, а также стратегические инфраструктурные отрасли естественных монополий – железные и автомобильные дороги, авиационные перевозки, генерирование электроэнергии, электрические и коммунальные сети. 

    Была поставлена задача и созданы условия для массовой продажи государственных активов, в первую очередь иностранным инвесторам. Так, по «нулевой» выкупной стоимости было реализовано на конкурсной основе новым инвесторам 506 имущественных комплексов с принятием инвесторами инвестиционных обязательств в размере около 1 триллиона сумов и 40 миллионов долларов США, а также созданием около 22 тысяч новых рабочих мест. 

    Полностью ликвидированы 245 низкорентабельных и бездействующих организаций. 

    Снесены предусмотренные в программе приватизации 353 неиспользуемых и с незавершенным строительством объекта государственной собственности. В результате высвобождено 120 гектаров земельных участков, около 80 из которых отведены предпринимателям для организации производства и оказания услуг. 

    Завершена инвентаризация и выставлены на торги для реализации полностью в частную собственность 319 неиспользуемых объектов государственной собственности, 102 из них в прошлом году реализованы новым собственникам. Произведена оценка и выставлены на публичные торги государственные доли в 378 акционерных обществах для их реализации стратегическим иностранным инвесторам. Необходимо особо подчеркнуть, что на продажу выставлены государственные доли в достаточно успешных, динамично развивающихся предприятиях – таких, как акционерные общества «Навоиазот», «Ферганаазот», «Ургенч экскаватор», «Кызылкумцемент», «Джизакский аккумуляторный завод», «Алокабанк», «Туронбанк», страховая компания «Узагросугурта» и других.


    Из выставленных на торги государственные доли 52 акционерных обществ уже реализованы в частную собственность. В частности, акции АО «Кукон ёг-мой», принадлежавшие государству, проданы на сумму 2,5 миллиона долларов. 

    И это только начало широкомасштабной работы по коренному изменению структуры собственности. 

    Принципиально важное значение для наведения должного порядка и повышения ответственности руководителей и должностных лиц правоохранительных, контролирующих и административных структур за незаконное вмешательство в предпринимательскую деятельность имело принятие ряда законов и законодательных актов. 

    Введен принцип приоритета прав предпринимателей в их взаимоотношениях с государственными, правоохранительными и контролирующими органами. 

    В более чем 40 нормативно-правовых актов внесены изменения и дополнения, связанные с упрощением и облегчением создания и осуществления деятельности субъектов предпринимательства. В частности, введен новый порядок, в соответствии с которым уголовное дело не возбуждается и лицо освобождается от ответственности, если оно впервые совершило преступление, предусмотренное в случае уклонения от уплаты налогов или других обязательных платежей, но полностью возместило нанесенный государству ущерб в течение 30 дней после обнаружения правонарушения. 

    В решении вопросов укрепления гарантий и защиты законных прав частных собственников и предпринимателей первостепенное значение придается усилению роли судебных органов.Суды вправе приостанавливать исполнение решения контролирующего органа, обжалуемого со стороны субъекта предпринимательства, на период рассмотрения соответствующего иска. 

    Законодательно введена норма, что только по решению суда может осуществляться изъятие имущества субъектов предпринимательства в связи с нарушением ими налогового и таможенного законодательства, существенно сокращены сроки рассмотрения искового заявления. 

    Теперь проверка деятельности микрофирм, малых предприятий и фермерских хозяйств будет осуществляться в плановом порядке не чаще одного раза в четыре года, а других хозяйствующих субъектов – не чаще одного раза в три года и только по решению Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов. 

    При этом срок проведения плановых проверок, не связанных с финансово-хозяйственной деятельностью, сокращен с 30 до 10 календарных дней. Важно отметить, что эти нормы установлены и в отношении частных банковских и финансовых институтов. 

    Усилены меры административной ответственности за нарушение порядка проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности предприятий правоохранительными и контролирующими органами, нарушение порядка оказания государственных услуг, незаконное приостановление деятельности хозяйствующих субъектов и операций по их банковским счетам, необоснованное истребование информации о наличии денежных средств на их счетах, принудительное привлечение предпринимателей к благотворительности и иным мероприятиям, связанным с отвлечением денежных средств, и другие. 

    Наряду с этим законодательно внедрен механизм возмещения в полном объеме, включая упущенную выгоду, вреда, причиненного субъекту предпринимательства в результате незаконных решений государственных органов, органов самоуправления граждан или действий (бездействия) их должностных лиц. 

    В отношении должностных лиц контролирующих, правоохранительных и иных государственных органов, которые неоднократно нарушили законодательство в сфере защиты свободы предпринимательской деятельности, будут применяться меры уголовной ответственности. Соответствующие нормы уже внесены в Уголовный кодекс Республики Узбекистан. 

    В отчетном году на базе единого центра обслуживания вызовов АК «Узбектелеком» и «телефона доверия» Генеральной прокуратуры внедрена система круглосуточного приема обращений субъектов предпринимательства по вопросам необоснованного вмешательства в их деятельность государственных, правоохранительных и контролирующих органов, воспрепятствования предпринимательской деятельности и нарушения прав собственников. Только за полгода с момента введения этой системы в органы прокуратуры обратилось свыше 1,5 тысячи предпринимателей. Что особенно важно – около трети всех обращений было решено в их пользу. 

    Благодаря внедрению электронных форм взаимоотношений между государственными органами и субъектами предпринимательства в 2015 году 42,8 тысячи субъектов предпринимательства зарегистрированы через сеть Интернет на Едином портале интерактивных государственных услуг, обеспечивающем доступ к 260 различным видам интерактивных услуг. Если в 2013-2014 годах предпринимателям и гражданам было оказано чуть более 102 тысяч услуг, то только за 2015 год их количество превысило 420 тысяч. 

    Сегодня 100 процентов налоговой и статистической отчетности сдается в электронном виде через сеть Интернет. 

    С 1 января текущего года Единые центры по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства по принципу «одно окно» начали функционировать во всех регионах республики, внедрен также абсолютно новый механизм подключения субъектов предпринимательства к инженерно-коммуникационным сетям, предусматривающий передачу территориальным предприятиям эксплуатационных организаций полномочий по осуществлению всех процедур на условиях «под ключ» – начиная от получения технических условий до подключения к инженерно-коммуникационным сетям. 

    Дорогие друзья! 

    Хотел бы с удовлетворением отметить, что проводимая нами работа по улучшению делового климата находит свое позитивное отражение в рейтингах деловой среды международных экономических организаций. В октябре прошлого года Всемирный банк опубликовал рейтинг «Ведение бизнеса», где Узбекистан всего за один год поднялся на 16 пунктов и занял 87-е место. Особо следует отметить, что по таким критериям, как «поддержка нового бизнеса», Узбекистан в настоящее время занимает 42-е место в мире, по обеспечению исполнения заключенных договоров – 32-е, по эффективности системы банкротства экономически несостоятельных предприятий – 75-е место. По индикатору «предоставление кредитов субъектам малого бизнеса» Узбекистан за последние три года поднялся со 154-го до 42-го места, улучшив только за прошлый год свой рейтинг на 63 позиции. 

    Как отмечено в докладе Всемирного банка, Узбекистан в настоящее время входит в первую десятку стран мира, которые за последний год достигли наилучших результатов в области улучшения деловой среды для предпринимательской деятельности. 

    Хотел бы отметить, что благодаря принимаемым мерам доля малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом внутреннем продукте возросла с 31 процента в 2000 году до 56,7 процента в настоящее время, или в 1,8 раза. В этой сфере сегодня производится треть всей промышленной и 98 процентов сельскохозяйственной продукции. В ней трудится более 77 процентов всего занятого населения. 

    Уважаемые участники совещания! 

    В 2015 году проделана большая работа по коренному изменению принципов и подходов в системе корпоративного управления, приданию ему подлинно рыночного характера. 

    Проведена полная инвентаризация деятельности всех акционерных обществ, на основании которой по 462 обществам, или 43 процентам от общего числа, приняты решения об их ликвидации или преобразовании в другие организационно-правовые формы. 

    На основе изучения передового международного опыта корпоративного управления предприятиями была разработана и утверждена новая типовая структура акционерного общества. На ее базе с учетом современных подходов к корпоративному управлению разработан и утвержден новый Классификатор должностей и профессий, с включением в него 566 новых категорий, соответствующих требованиям рыночной экономики. 

    Исходя из данного классификатора проведена аттестация руководящих кадров на предмет знания ими современных методов и принципов корпоративного управления, менеджмента и маркетинга. По результатам аттестации из 721 руководящего работника, подлежащего аттестации, только менее половины, или 49 процентов, аттестованы, каждый третий – аттестован условно, а 20 процентов, или каждый пятый руководитель, признаны не соответствующими занимаемым должностям. Эти цифры говорят сами за себя и лишний раз подтверждают, насколько своевременно мы начали кардинально менять структуру управления акционерными обществами. 

    На высвободившиеся руководящие должности пришли молодые, хорошо образованные, на практике владеющие методами современного менеджмента и маркетинга специалисты. 

    Для организации на системной основе подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов акционерных обществ, овладения ими современными методами корпоративного управления при активном участии Европейской школы менеджмента и технологий (Германия) был создан Научно-образовательный центр корпоративного управления. 

    Уже в прошлом году с широким привлечением профессорско-преподавательских кадров ведущих образовательных учреждений Германии и других экономически развитых стран было организовано повышение квалификации в сфере корпоративного управления более 160 руководителей акционерных обществ, банков, крупнейших предприятий республики, половина из которых прошла стажировку на немецких предприятиях. 

    Дорогие друзья! 

    Самого серьезного внимания заслуживает работа по привлечению инвестиций, направляемых на реализацию проектов по модернизации, техническому и технологическому обновлению отраслей, структурным преобразованиям в экономике страны. В этих целях в 2015 году было привлечено и освоено инвестиций за счет всех источников финансирования в эквиваленте 15,8 миллиарда долларов США, или с ростом против 2014 года на 9,5 процента. При этом более 3,3 миллиарда долларов, или свыше 21 процента всех инвестиций – это иностранные инвестиции, из которых 73 процента составляют прямые иностранные инвестиции. 

    67,1 процента всех инвестиций направлены на производственное строительство. Это позволило в 2015 году завершить строительство и обеспечить ввод 158 крупных производственных объектов общей стоимостью 7,4 миллиарда долларов. 

    В их числе – строительство парогазовой установки мощностью 370 МВт на Ташкентской ТЭС, модернизация гидрогенераторов Чарвакской ГЭС, расширение производства кальцинированной соды на Кунградском содовом заводе, организация производства новых сложных удобрений в АО «Самаркандкимё» мощностью 240 тысяч тонн, тракторных прицепов, в том числе с увеличенной емкостью, компонентов для бытовой техники на базе бездействующих производственных площадей АО «Моторный завод» и другие. 

    Среди введенных в строй объектов особо хотел бы отметить построенный совместно с южнокорейскими инвесторами и специалистами Устюртский газохимический комплекс на базе месторождения Сургиль. Этот комплекс стоимостью свыше 4 миллиардов долларов является одним из самых современных высокотехнологичных и крупных производств в мире. Его ввод в эксплуатацию позволит получать ежегодно 83 тысячи тонн полипропилена, который до этого импортировался в республику, увеличить объем производства полиэтилена в 3,1 раза, трудоустроить более 1 тысячи высококвалифицированных специалистов. 

    АО «GM Uzbekistan» в Хорезмской области запущено серийное производство мини-грузовика «Шевроле Лабо», общая стоимость проекта составляет около 6 миллионов долларов, а годовая мощность – 5 тысяч машин, необходимых для фермеров и частных предпринимателей. Следует отметить, что это третья модель, выпускаемая на новом заводе «Хорезм Авто», где уже налажено производство автомобилей «Дамас» и «Орландо». 

    В Папском районе Наманганской области была введена в эксплуатацию солнечная фотоэлектрическая станция мощностью 130 кВт. Пока этот проект носит тестовый характер, но к 2020 году в республике планируется ввести в строй еще три солнечные электростанции мощностью 100 МВт каждая. 

    Открыто скоростное движение пассажирских поездов на участке железнодорожной линии Самарканд-Карши, что позволило организовать курсирование высокоскоростных электропоездов «Афросиёб» по маршруту Ташкент-Карши. В результате в 2 раза сокращено время перевозки пассажиров из столицы в Кашкадарьинскую область и обратно. 

    Глубокие структурные изменения происходят в сельском хозяйстве. Благодаря самоотверженному труду и мастерству фермеров и дехкан, несмотря на сложные погодные условия, в республике выращен и собран богатый урожай сельскохозяйственной продукции – произведено более 7 миллионов 500 тысяч тонн зерна, более 3 миллионов 350 тысяч тонн хлопка.

    Следует отметить, что полученные высокие урожаи обеспечены в основном за счет интенсификации сельскохозяйственного производства, улучшения селекции и внедрения районированных сортов хлопчатника и зерновых колосовых культур, освоения современных агротехнологий. 

    Средняя урожайность пшеницы по стране достигла 55 центнеров с гектара, а в отдельных районах она составила 60-77 центнеров с гектара, что является огромным достижением наших фермеров. 

    Наряду с этим ускоренными темпами развивались такие отрасли сельского хозяйства, как плодоовощеводство, садоводство, виноградарство и животноводство. В прошлом году выращено 12 миллионов 592 тысячи тонн овощей, в том числе картофеля, 1 миллион 850 тысяч тонн бахчевых, 1 миллион 556 тысяч тонн винограда, 2 миллиона 731 тысяча тонн фруктов. 

    Исключительно важное значение мы придаем углублению промышленной переработки сельскохозяйственного сырья, развитию инфраструктуры хранения выращенной продукции. В истекшем году созданы и модернизированы 230 предприятий по промышленной переработке сельскохозяйственной продукции, созданы и модернизированы 114 новых холодильных камер емкостью 77,8 тысячи тонн. Общая мощность хранения плодоовощной продукции в республике доведена до 832 тысяч тонн, что позволяет в течение года бесперебойно и без резких сезонных скачков цен обеспечивать население страны основными видами сельскохозяйственной продукции, расширять ее экспортные поставки, сохранять устойчивость цен. 

    Все это – результат самоотверженного труда наших дехкан и фермеров, всех тружеников села. 

    И мне доставляет огромное удовлетворение выразить им свою искреннюю признательность. 

    В истекшем году была продолжена системная работа по обеспечению динамичного развитиясферы услуг и сервиса как одного из самых важных факторов и направлений углубления структурных преобразований и диверсификации экономики, повышения занятости, доходов и качества жизни людей. 

    В 2015 году сфера услуг обеспечила более половины прироста валового внутреннего продукта. В настоящее время ее доля в ВВП достигла 54,5 процента против 49 процентов в 2010 году. В этой сфере работает более половины всего занятого населения. 

    Опережающими темпами развиваются банковские, страховые, лизинговые, консалтинговые и другие виды рыночных услуг, способствующие развитию частного сектора и малого бизнеса в стране. В этой отрасли действуют 80,4 тысячи субъектов малого бизнеса, что составляет более 80 процентов от общей численности предприятий сферы услуг. 

    Особое внимание уделяется развитию данной сферы на селе. В рамках реализации Программы по ускоренному развитию сферы услуг и сервиса в сельской местности за последние три года на селе реализовано более 22,8 тысячи проектов, объем оказываемых услуг вырос в 1,6 раза, а их потребление на одного сельского жителя – в 1,5 раза. 

    Уважаемые участники заседания! 

    Подводя итог сделанному за истекший 2015 год, сегодня есть все основания сказать – нами осуществлена огромная по масштабам и глубине работа по обновлению и реформированию страны, достижению стабильных и устойчивых темпов роста и макроэкономической сбалансированности экономики

    Несмотря на продолжающийся мировой финансово-экономический кризис, в отчетном году валовой внутренний продукт вырос на 8 процентов, объем производства промышленной продукции – на 8 процентов, продукции сельского хозяйства – почти на 7, строительно-монтажных работ – почти на 18 процентов. 

    Годовой бюджет выполнен с профицитом в размере 0,1 процента к ВВП. Уровень инфляции составил 5,6 процента, то есть в пределах прогнозных параметров. 

    Согласно рейтингу авторитетного Всемирного экономического форума Узбекистан входит в пятерку стран с самой быстро развивающейся экономикой в мире по итогам 2014-2015 годов и прогнозам роста на 2016-2017 годы. 

    Кроме того, в 2015 году Узбекистан стал одной из 14 стран, получивших награды за достижение Целей развития тысячелетия в области обеспечения продовольственной безопасности государствами-членами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО). 

    В 2015 году было обеспечено дальнейшее укрепление банковской системы, повышение уровня капитализации и расширение инвестиционной активности банков. Совокупный капитал банковской системы увеличился по сравнению с 2014 годом на 23,3 процента и достиг 7,8 триллиона сумов. За последние 5 лет данный показатель вырос в 2,4 раза. Уровень достаточности капитала нашей банковской системы составляет почти 24 процента, что в 3 раза превышает общепринятые международные стандарты, а ее ликвидность – в 2 раза выше самых высоких индикаторных оценок. 

    Несмотря на существенное замедление темпов роста мировой торговли и сокращение внешнего спроса, снижение мировых цен на важнейшие экспортные товары, нам удалось достичь положительного сальдо во внешнеторговом обороте, что позволило обеспечить рост государственных золотовалютных резервов. 

    О достигнутых результатах и укреплении макроэкономической стабильности в стране свидетельствует низкий уровень государственного долга, который не превышает 18,5 процента к ВВП. 

    Уважаемые соотечественники! 

    Устойчиво высокие темпы роста экономики и сферы услуг создали необходимые условия для реализации важнейшей приоритетной задачи – обеспечения занятости населения, прежде всего трудоустройства выпускников профессиональных колледжей и высших учебных заведений. 

    В 2015 году создано свыше 980 тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов – в сельской местности. 

    Трудоустроено свыше 480 тысяч выпускников колледжей. Коммерческими банками им выданы льготные кредиты на организацию собственного бизнеса в объеме около 280 миллиардов сумов, что в 1,3 раза больше, чем в 2014 году. 

    Достигнутые в 2015 году устойчиво высокие темпы экономического развития создали прочную базудля дальнейшего роста доходов населения, повышения уровня и качества жизни наших людей. 

    Заработная плата работников бюджетных организаций, пенсии и стипендии были увеличены на 21,9 процента, а реальные совокупные доходы на душу населения повысились на 9,6 процента. 

    Хотелось бы отметить, что доля доходов от предпринимательской деятельности увеличилась до 52 процентов против 47,1 процента в 2010 году, что существенно превышает аналогичный показатель в странах СНГ. 

    В нашей стране особое внимание уделяется снижению уровня социального расслоения общества. Соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения – так называемый «децильный коэффициент» – имеет устойчивую тенденцию к снижению и в 2015 году составило 7,7 по сравнению с 8,5 в 2010 году. 

    Сложившийся международный показатель, характеризующий расслоение по доходам, – индекс Джини в 2015 году составил 0,280 против 0,390 в 2000 году и по своему уровню значительно ниже, чем во многих экономически развитых и развивающихся странах мира. 

    Рост доходов населения способствовал повышению внутреннего потребительского спроса. Объем розничного товарооборота возрос за год более чем на 15 процентов, а платных услуг – на 10,8 процента. 

    Качественные изменения произошли в уровне и структуре обеспеченности населения товарами длительного пользования, большинство из которых сегодня производится у нас в стране. В частности, обеспеченность семей легковыми автомобилями достигла 42 на 100 семей, что в 1,5 раза больше показателя пятилетней давности, персональными компьютерами – 47 с ростом за этот период в 3,9 раза, кондиционерами – 31, или, соответственно, в 1,7 раза, мобильными телефонами – 234, или в 1,6 раза. 

    С удовлетворением хочу отметить, что по проведенным под эгидой ООН с участием группы независимых организаций и международных экспертов в 2015 году рейтинговым оценкам 158 стран мира по такому показателю, как «индекс счастья», характеризующему способность страны обеспечить своим жителям счастливую жизнь, Узбекистан занял 44-е место против 60-го места в 2013 году. 

    В центре нашего внимания в истекшем году были вопросы дальнейшего реформирования и совершенствования системы образования. Ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляют порядка 10-12 процентов к ВВП, что почти в 2 раза превышает соответствующие рекомендации ЮНЕСКО (6-7 процентов) по размерам инвестиций в образование, необходимых для обеспечения устойчивого развития страны. 

    В 2015 году были осуществлены работы по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы 384 объектов в сфере образования на общую сумму 423 миллиарда сумов, в том числе построено по типовым проектам 29 новых общеобразовательных школ, реконструировано 219 школ и капитально отремонтировано 136 школ. 

    В Узбекском государственном университете мировых языков построен новый современный учебный корпус на 2,2 тысячи учебных мест, спортивный комплекс, а также гостиница для привлеченных иностранных специалистов. Завершено строительство нового учебного блока в Навоийском государственном горном институте. 

    В сфере высшего образования внедрена принципиально новая, усовершенствованная система регулярной переподготовки профессорско-преподавательского состава вузов. В 15 базовых вузах организованы курсы переподготовки и повышения квалификации руководящих и педагогических кадров вузов, на которых уже прошли переподготовку около 2,7 тысячи преподавателей. 

    В 2015 году на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и оснащение 141 учреждения здравоохранения было затрачено около 500 миллиардов сумов. Завершены работы по реконструкции и обеспечен ввод Республиканского детского костно-туберкулезного санатория, Ургенчского филиала Ташкентской медицинской академии, областных многопрофильных медицинских центров в Андижане и Бухаре, областных детских многопрофильных медицинских центров в Карши и Самарканде, а также медицинских объединений в ряде районов республики. Завершена оптимизация сельских врачебных пунктов с оснащением их современным диагностическим и лечебным оборудованием. 

    В результате осуществляемых мер за последние пять лет материнская смертность на 100 тысяч новорожденных сократилась с 23,1 до 19 случаев, смертность детей в возрасте до 5 лет – с 14,8 до 13,9, а младенческая смертность – с 11 до 10,7. По этим показателям наша страна полностью достигла соответствующих Целей развития тысячелетия ООН. 

    Особое внимание в нашей стране уделяется развитию физической культуры и спорта, являющихся важным и эффективным фактором укрепления здоровья населения. В 2015 году в рамках реализации адресной программы строительства и реконструкции детских спортивных сооружений за счет средств Фонда развития детского спорта сданы в эксплуатацию 35 типовых спортивных объектов, 12 плавательных бассейнов, 174 школьных спортивных зала на общую сумму более 225 миллиардов сумов. 

    В 2015 году спортсменами Узбекистана на чемпионатах мира, Азии и других международных турнирах завоевано свыше 860 медалей, из них 311 золотых, 274 серебряных и 276 бронзовых. Особенно успешно наши спортсмены выступают в таких видах спорта, как легкая атлетика, художественная гимнастика, бокс, борьба, дзюдо, таэквондо, конный спорт. 

    В центре нашего внимания на протяжении всего прошлого года было обеспечение полнойреализации принятой Государственной программы «Год внимания и заботы о старшем поколении». 

    В реализацию программы были вовлечены все министерства и ведомства, предприятия и организации всех секторов экономики, общественные структуры, в первую очередь фонды «Нуроний» и «Махалла», чтобы ни одна сфера жизни старшего поколения ни осталась без должного внимания и заботы. 

    Более 215 тысяч пожилых людей в прошлом году прошли бесплатное медицинское обследование. Нуждающиеся инвалиды имели возможность бесплатно получить свыше 11 тысяч протезно-ортопедических изделий и технических средств реабилитации высокого качества. Около 70 тысяч ветеранов были охвачены медицинским осмотром и оздоровлены в стационарных и санаторно-курортных учреждениях. Всем долгожителям Узбекистана, достигшим возраста 100 лет, к пенсии добавлены специальные надбавки в размере одной минимальной заработной платы. 

    Кроме того, с 1 сентября прошлого года введен новый перечень основных продуктов питания и товаров гигиены для бесплатного ежемесячного обеспечения одиноких престарелых и инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе. 

    Всего на реализацию мер, предусмотренных в Государственной программе «Год внимания и заботы о старшем поколении», за счет всех источников было затрачено 2 триллиона 246 миллиардов сумов и более 225 миллионов долларов. 

    Уважаемые участники заседания! 

    Определяя основные приоритеты социально-экономического развития нашей страны на 2016 год, мы не можем не учитывать серьезные проблемы, возникающие в связи с продолжающимся глобальным кризисом, резким сокращением спроса, неопределенностью и существенно возросшей жесткой конкуренцией на мировых рынках, падением темпов роста производства и всеми вытекающими отсюда последствиями, коснувшимися большинства государств в мире. 

    В этой связи непростые проблемы, стоящие перед нами в 2016 году, диктуют необходимость полного отказа от изживших себя методов инерционного прогнозирования от достигнутого уровня, полагаясь на средние показатели развития. 

    Главным ориентиром для нас должно быть непрерывное технологическое и техническое обновление производства, а также постоянный поиск внутренних резервов, осуществление глубоких структурных преобразований в экономике, модернизации и диверсификации промышленности. 

    Важнейшим направлением реализации наших внутренних резервов и возможностей должно стать поэтапное увеличение глубины переработки отечественных сырьевых ресурсов минерального и растительного происхождения, которыми богата наша земля, а также расширение объемов и номенклатуры производства продукции с высокой добавленной стоимостью. 

    Иначе говоря, само время требует перейти на последовательные 3-4-стадийные циклы переработки сырья в востребованную на мировом рынке продукцию по схеме: базовое сырье – первичная переработка (полуфабрикаты) – готовые материалы для промышленного производства – готовая продукция для конечного потребления. 

    При этом возникает необходимость при разработке и реализации программ проследить полный цикл глубокой переработки по каждому виду первичного сырья – полуфабриката вплоть до готовой продукции конечного потребления. 

    Словом, нужно обеспечить прогнозирование всего цикла организации производства – от сырья до готовой продукции с обоснованием целесообразности и окупаемости затрат. 

    Как показывают расчеты, в результате выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью объемы производства нефтегазохимической продукции могут быть увеличены с освоением новых ее видов к 2030 году в 3,2 раза, изделий из цветных металлов – в 2,2 раза, из черных металлов – в 2,3 раза, продукции химической промышленности, включая минеральные удобрения, – в 3,2 раза. 

    Углубленная переработка хлопкового волокна, фруктов и овощей по современным технологиям позволит увеличить к 2030 году объемы производства востребованной на внешнем и внутреннем рынке экологически чистой готовой продукции текстильной и легкой промышленности в 5,6 раза, плодоовощной продукции – в 5,7 раза. 

    Этот перечень можно продолжить. 

    Наряду с этим рост производства современной готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, востребованной на внешних рынках, станет основой устойчиво высоких темпов роста ее экспорта. 

    Надо сказать, что эта работа в стране уже начата. Однако она требует кардинально нового программного комплексного подхода, с тем чтобы по каждому перспективному виду сырья и полуфабрикатов, обладающих высоким потенциалом, иметь конкретную программу глубокой переработки, рассчитанную на 2020, 2025, 2030 годы. 

    У нас сегодня есть все основания, исходя из глубокого анализа тенденций развития мировой экономики, реальной оценки наших ресурсов и возможностей, поставить перед собой целевую задачу – не менее чем в 2 раза увеличить к 2030 году объем валового внутреннего продукта нашей страны. За счет кардинальных структурных преобразований – обеспечить ускоренный рост промышленности и довести ее долю в ВВП до 40 процентов против 33,5 процента в 2015 году, а долю сельского хозяйства снизить с 16,6 до 8-10 процентов, сократить энергоемкость ВВП примерно в 2 раза в результате широкого внедрения современных энергосберегающих технологий. 

    О реальности поставленной задачи можно судить исходя из следующих расчетов. Для того чтобы добиться роста ВВП за 2016-2030 годы в 2 раза, достаточно обеспечить среднегодовые темпы прироста на уровне 4,8 процента, тогда как за истекшие 11 лет среднегодовые темпы роста ВВП в стране составили не менее 8 процентов. 

    Дорогие соотечественники! 

    Важнейшим приоритетом предусмотренной на 2016 год экономической программы должно статьбезусловное продолжение начатых системных демократических реформ и модернизации страны, глубоких структурных преобразований в экономике, прежде всего в промышленности и сельском хозяйстве, опережающее развитие и защита интересов частной собственности, предпринимательства и малого бизнеса, обеспечение макроэкономической сбалансированности. 

    Мы поставили перед собой задачу обеспечить в этом году прирост ВВП на уровне 7,8 процента, объемов производства в промышленности – 8,2 процента, в сельском хозяйстве – 6,1, розничного товарооборота – 14 и услуг – 17,4 процента, сохранить инфляцию в пределах 5,5-6,5 процента, обеспечить рост реальных доходов населения на 9,5 процента, средней заработной платы, пенсий, стипендий и пособий с учетом предоставляемых налоговых льгот – на 15 процентов. 

    Исключительно важная роль в реализации этих задач принадлежит выполнению Инвестиционной программы на 2016 год как важнейшего инструмента структурных преобразований промышленности и экономики в целом. 

    Следует принять безотлагательные меры по обеспечению безусловного ввода в установленные сроки, предусмотренные на 2016 год, 164 крупных инвестиционных проектов общей стоимостью более 5 миллиардов долларов. 

    Это, прежде всего, завершение строительства: скоростного движения поезда «Афросиёб» до Бухары, двух парогазовых турбин мощностью по 450 МВт каждая на Талимарджанской ТЭС, энергоблока мощностью 150 МВт на Ангренской ТЭС, трех блоков сероочистки мощностью 6 миллиардов кубометров газа на Мубарекском ГПЗ, новой плавильной печи производительностью 70 тысяч тонн меди на Алмалыкском ГМК, расширение мощностей цементного завода в Джизакской области до 1 миллиона тонн портландцемента, освоение производства новой модели легковых автомобилей «Авео» (Т-250) в АО «GM Узбекистан». 

    В 2016 году в сельской местности предусматривается построить 13 тысяч жилых домов общей площадью свыше 1 миллиона 800 тысяч квадратных метров, а также проложить 900 километров сетей водо-, газо- и электроснабжения, 325 километров подъездных дорог. 

    В целом на развитие, модернизацию и структурные преобразования в 2016 году намечено направить инвестиции в эквиваленте 17,3 миллиарда долларов с темпом роста 109,3 процента, из которых свыше 4 миллиардов долларов – иностранные инвестиции с приростом против 2015 года на 20,8 процента. 

    Особо хотел бы подчеркнуть необходимость повышения ответственности должностных лиц, независимо от их ведомственного подчинения, за завоз и установку техники и оборудования, отвечающих самым современным требованиям. 

    В этих целях в прошлом году при Кабинете Министров Республики Узбекистан было создано Агентство по экспертной оценке технико-экономических обоснований проектов вновь строящихся и реконструируемых производственных мощностей, техники и технологий. Именно с него будет, в первую очередь, строгий спрос за безусловное выполнение всеми заказчиками данного требования. 

    Недавно проведенное специальной комиссией Кабинета Министров изучение состояния этой проблемы на предприятиях легкой и текстильной промышленности выявило ряд серьезных недостатков в этом деле. Такие проверки надо продолжить. 

    Наряду с этим необходимо внести в Кодекс об административной ответственности и Уголовный кодекс конкретные статьи по усилению ответственности заказчика за завоз и ввод в строй физически и морально устаревшего оборудования. 

    Важной задачей является продолжение в 2016 году начатой работы по безусловной реализации основных положений Программы развития и модернизации инженерно-коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры на 2015-2019 годы. 

    В центре внимания должны быть вопросы по завершению модернизации Узбекской национальной автомагистрали, для чего в текущем году необходимо обеспечить строительство и реконструкцию около 513 километров автомобильных дорог. 

    В сфере железнодорожного транспорта ключевым направлением станет дальнейшее развитие сети железных дорог, обеспечение электрификации участка железных дорог Самарканд-Бухара и продолжение работ по электрификации участка Карши-Термез. Важным событием года явится завершение строительства 19-километрового железнодорожного туннеля через перевал Камчик и открытие железнодорожного движения по линии Ангрен-Пап, что позволит обеспечить перевозку грузов железнодорожным транспортом между областями Ферганской долины и другими регионами страны. 

    Еще раз хочу подчеркнуть, что это для нас жизненно важный, перспективный проект, который имеет не только стратегическое и экономическое значение, но и характеризует возросший уровень прогресса, достигнутого нами в сфере коммуникаций и транспорта. 

    Уважаемые участники заседания! 

    Принципиально важным приоритетом экономической программы на 2016 год и ближайшую перспективу является дальнейшее углубление реформирования и структурных преобразований в сельском хозяйстве, эффективного использования земельных и водных ресурсов. 

    Надо сказать, что с переходом на фермерскую систему хозяйствования вопрос оптимизации размеров участков, которыми на правах арендной собственности наделяется каждое фермерское хозяйство, остается актуальным. 

    Это, в первую очередь, связано с тем, что в условиях орошаемого земледелия, дефицита водных ресурсов и большой засоленности практически все посевные территории в Республике Каракалпакстан, областях и сельских районах страны отличаются большим разнообразием по плодородию и бонитету земель. 

    Потребовалась системная кропотливая работа для того, чтобы с учетом накопленного опыта развития, эффективности и рентабельности созданных фермерских хозяйств в различных регионах выйти на рациональное и оптимальное наделение их земельными участками. 

    При этом действенным фактором недопущения и предупреждения субъективного подхода в определении размеров земельных участков стало то, что вся эта исключительно важная работа была возложена на депутатский корпус, советы фермеров и общественность сельских районов. 

    В результате оптимизации земельных участков дополнительно создано свыше 17,5 тысячи фермерских хозяйств и более 250 тысяч новых рабочих мест. Наибольшее количество фермерских хозяйств образовано в Ташкентской, Джизакской, Наманганской, Самаркандской, Кашкадарьинской, Ферганской, Андижанской областях и Республике Каракалпакстан. 

    Введен новый механизм наделения и изъятия земельных участков для фермерских хозяйств, когда решение принимает не хоким района, а районный Кенгаш народных депутатов по заключению территориальных советов фермеров и комиссий по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков. 

    Особо хотел бы остановиться на вопросе, имеющем принципиально важное значение для качественных структурных преобразований в сельском хозяйстве и развития экономики страны в целом. 

    Речь идет о поэтапном сокращении до 2020 года объема производства и государственных закупок хлопка-сырца с 3 миллионов 350 тысяч тонн до 3 миллионов тонн. 

    Как показывают расчеты, этот объем производимого хлопка-сырца позволит, с одной стороны, полностью обеспечить потребности, прежде всего текстильной и легкой промышленности, в сырье с учетом его глубокой переработки, с другой – сохранить твердые позиции нашей страны как поставщика хлопкового волокна и его производных на мировые рынки. 

    Надо сказать, что за счет сокращения производства хлопка-сырца на 350 тысяч тонн высвобождается порядка 170,5 тысячи гектаров поливных земель. И при этом, как правило, высвобождаются земли с низким бонитетом, где урожайность хлопчатника не превышает 12-15 центнеров с гектара – при средней достигнутой в стране урожайности 26,1 центнера с гектара. Высвобождаются в основном засоленные земли, а также земли в предгорных зонах, непригодных для возделывания хлопчатника. 

    Немаловажное значение имеет и тот факт, что в последние годы имеет место резкое падение цен и востребованности хлопкового волокна на мировом рынке. 

    На посевных площадях, освобождаемых из-под хлопчатника, в первую очередь будут высеваться овощные культуры, в том числе картофель, кормовые, масленичные культуры, создаваться сады и виноградники. 

    В результате оптимизации посевных площадей и внедрения современных агротехнологий к 2020 годупредусматривается довести объемы производства зерновых колосовых культур до 8,5 миллиона тонн с ростом на 16,4 процента, увеличить объем производства картофеля на 35 процентов, других овощей – на 30, плодов и винограда – на 21,5, мяса – на 26,2, молока – на 47,3, яиц – на 74,5 процента, рыбы – в 2,5 раза. 

    При этом надо учесть, что значительно возрастут объемы экспорта этих видов продовольствия. 

    По-прежнему в центре нашего внимания остаются вопросы, связанные с развитием социальной сферы, дальнейшим повышением уровня и качества жизни населения. 

    На социальную сферу в 2016 году будет направлено 59,1 процента всех расходов Государственного бюджета, или больше, чем в прошлом году, в том числе на образование – 33,7 процента, здравоохранение – 14 процентов. При этом затраты на текущее содержание и развитие сферы образования возрастут против прошлого года на 16,3 процента, здравоохранения – на 16 процентов. 

    Особо хотел бы отметить растущий объем средств, направляемых на развитие материально-технической базы высших учебных заведений страны. Предусматривается выделить 355 миллиардов сумов на строительство и реконструкцию 13 высших образовательных учреждений, в том числе Каракалпакского, Бухарского и Самаркандского государственных университетов, Ферганского политехнического института. Также будет осуществлено строительство комплекса зданий Ташкентского государственного стоматологического института, новых учебных корпусов филиалов университета Инха и Сингапурского института развития менеджмента. 

    Важнейшей задачей для нас остается обеспечение занятости населения – в 2016 году предусматривается создание около 990 тысяч новых рабочих мест, в том числе за счет ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг будет организовано свыше 660 тысяч рабочих мест. В 2016 году нам предстоит обеспечить трудоустройство более 510 тысяч выпускников вузов, лицеев и колледжей. 

    Еще раз хотел бы напомнить руководителям районных, городских, областных хокимиятов об их персональной ответственности за этот участок работы, имея в виду, что решение проблемы занятости молодых людей, наших детей, особенно в сельской местности, продолжает оставаться для нас одной из самых актуальных задач. 

    Чрезвычайно важно при ежегодном формировании плана приема в профессиональные колледжи и академические лицеи всесторонне учитывать, какие новые объекты будут введены в строй через 3-4 года на территории района, города, области, какие кадры, по каким специальностям для них понадобятся, и на этой основе вносить соответствующие коррективы по приему. 

    В условиях все более ужесточающейся конкуренции на мировых рынках приоритетное значение приобретает кардинальное повышение конкурентоспособности нашей экономики, усиление поддержки предприятий-экспортеров, всестороннее стимулирование участия в экспорте фермерских хозяйств, малого бизнеса и частного предпринимательства. 

    Именно в этих сферах имеется огромный, еще незадействованный потенциал. При этом следует иметь в виду, что, в отличие от промышленных предприятий-экспортеров, субъекты малого бизнеса и фермеры освобождены от обязательной продажи банкам 50 процентов валютной выручки от экспорта своей продукции и сами должны быть заинтересованы в продвижении своей продукции на экспорт. 

    В первую очередь, следует еще раз критически пересмотреть систему льгот, предоставляемых экспортерам, принять дополнительные меры по дальнейшему упрощению таможенных процедур, сокращению сроков их осуществления и снижению тарифов на проведение внешнеторговых операций. Необходимо шире внедрять электронную форму оформления всех документов и разрешительных процедур, связанных с экспортом продукции. 
    Серьезная ответственность за разрешение всех этих вопросов возлагается на структуры преобразованного Министерства внешних экономических связей, инвестиций и торговли. 

    Сегодня они несут всю ответственность за координацию экспорта и вовлечение в экспортную деятельность новых участников, расширение поставок нашей продукции на экспорт, освоение новых рынков. 

    Самого серьезного внимания заслуживает опыт работы Фонда поддержки экспорта субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства, созданного в 2013 году при Национальном банке внешнеэкономической деятельности. Это уникальная структура, которая призвана оказывать юридические, финансовые и организационные услуги субъектам предпринимательства по продвижению их товаров и услуг на внешние рынки. 

    В связи с этим считаю необходимым усилить финансовые возможности Фонда за счет увеличения в текущем году минимум вдвое размера его уставного капитала, а также расширить его полномочия, функции и перечень предоставляемых им финансовых услуг, рассмотреть вопрос о создании в регионах республики его структурных подразделений. 

    В современных условиях, в эпоху Интернета и электроники приоритетное значение имеетширокое внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в отраслях экономики, кардинальное ускорение создания системы «Электронное правительство». 

    Весь мировой опыт показывает, что в настоящее время в глобальной экономике все более возрастающую роль и значение приобретает сектор информационно-коммуникационных технологий, включающий в себя производство компьютерных и телекоммуникационных технологий, разработку программного обеспечения и предоставление на их основе широкого спектра интерактивных услуг. Не следует забывать, что развитие ИКТ напрямую влияет на уровень конкурентоспособности страны, позволяет собирать и обобщать огромные массивы информации, открывает широкие возможности для управления на стратегическом уровне. 

    Надо сказать, что уже сегодня на ИКТ приходится примерно 5,5 процента мирового ВВП, а по оценкам авторитетных международных экспертов к 2020 году этот показатель превысит 9 процентов. 

    К примеру, в Республике Корея доля сектора ИКТ в ВВП страны составляет свыше 11,8 процента, в Швеции – 7, США – 6,8 процента. 

    Несмотря на то, что в последние годы этот сектор нашей экономики развивается опережающими темпами, надо признать, что мы находимся только на начальной стадии – на долю ИКТ приходится лишь около 2 процентов ВВП. 

    В то же время у нас есть все необходимые ресурсы и возможности для более ускоренного развития этого сектора, имея в виду подрастающий в стране профессиональный кадровый потенциал, который готовятсегодня такие действующие в Ташкенте зарубежные университеты, как южнокорейский Инха, и вузы нашей страны. 

    В преддверии нового года мы с вами приняли решение назвать 2016 год Годом здоровой матери и ребенка. В соответствии с вековыми традициями нашего народа мы твердо верим, что здоровая мать, здоровый ребенок – это залог счастливой семьи, счастливая семья – основа процветающего общества. 

    Нам предстоит огромная по масштабам и содержанию работа по реализации Программы года, в которой особое внимание уделено таким вопросам, как дальнейшее укрепление системы охраны семьи, материнства и детства, формирование и укрепление материально-технической базы, кадрового потенциала перинатальных и скрининг-центров, патронажных служб, повышение уровня и качества ухода за молодыми матерями и детьми, создание здоровой духовной среды в семьях, формирование девочек физически здоровыми и интеллектуально развитыми, обязательное обучение их в академических лицеях и профессиональных колледжах, их регулярные занятия спортом. 

    При этом мы должны иметь в виду, что от нашего постоянного внимания к этим проблемам, вне всякого сомнения, зависит дальнейшее укрепление физического, морального здоровья наших детей и матерей, всего нашего народа. 

    Уважаемые соотечественники! 

    У нас сегодня есть все основания по праву гордиться тем, что было сделано и исполнено нами в истекшем 2015 году. 

    Мы вступили в юбилейный для нашей страны год – год 25-летия независимости Узбекистана. Думаю, не ошибусь, если скажу, что для каждого гражданина Узбекистана дело чести – внести весомый вклад в то, чтобы 2016 год стал для нас достойным этой великой даты. 

    Конечно, предстоящий год будет нелегким, но я убежден, что по всем параметрам и показателям он превзойдет прошлый, 2015 год. В этом не может быть никаких сомнений. 

    Желаю всем вам удачи и успехов в достижении этих благородных целей. 

    19.01.2016

    07:39

    Ваша заявка успешно отправлена!
    x

    Возникли вопросы

    Заполните форму и мы Вам перезвоним, и ответим на любые интересующие Вас вопросы

    +998(78) 150-60-06