Торгово-промышленной палатой проведена общественная экспертиза ещё одного проекта нормативно-правового акта.
Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан является компетентным органом по оценке прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также по оценке влияния нормативно-правовых актов, проводит общественные экспертизы и представляет отрицательные и положительные заключения.
В частности, за прошедший период текущего года экспертными советами было рассмотрено 228 проектов нормативно-правовых актов и предоставлены результаты общественной экспертизы.
Например, Палатой расмотрен проект Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по организации деятельности Технологического парка программных продуктов и информационных технологий», разработанный Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан, и дано заключение общественной экспертизы:
1. В пункте 4 проекта, предусмотрено: «Установить порядок, в соответствие с которым при выборе исполнителей проектов при прочих равных условиях в рамках реализации задач, возложенных на органы государственного и хозяйственного управления, государственной власти на местах, резиденты Технопарка получают приоритет».
Предлагаемой редакцией предусматривается предоставление преференции резидентам Технопарка.
Однако, абзацем 2 пункта 2 Постановления Президента Республики Узбекистан от 31 мая 2018 года № ПП-3756 «О мерах по кардинальному совершенствованию порядка предоставления льгот и преференций» предусмотрено, что налоговые и таможенные льготы и преференции предоставляются законами и актами Президента Республики Узбекистан в целом для отраслей, сфер деятельности, территорий, а также должны иметь конкретную цель и обеспечивать достижение четких социальных, экономических и финансовых результатов.
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным исключить п.4 проекта.
2. В целях избежания неясности и отсылочных норм, предлагается абзац 1 пункта 3 Приложения к проекту изложить в следующей редакции:
«Дирекцию возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан».
3. Согласно пункту 8 Приложения к проекту, «Разъяснения Дирекции касательно определения вида деятельности, которую осуществлял резидент Технопарка, является основанием для применения льгот, предусмотренных настоящим Положением».
Однако, предлагаемая редакция является юридически неправильной, так как разъяснение не может быть основанием для применения льгот, предусмотренных нормативно-правовым актом.
Более того, действующим законодательством не предусмотрено понятие «разъяснение».
В связи с этим, а также в целях избежания неясности и различного толкования законодательных норм, предлагается исключить п.8 Приложения к проекту
4. В пункте 9 Приложения к проекту указано, что «На получение статуса резидента Технопарка могут претендовать юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Узбекистан».
Однако, согласно Постановлению Кабинета Министров от 7 января
2011 года № 6 «Об утверждении перечня видов деятельности, которыми могут заниматься индивидуальные предприниматели без образования юридического лица», индивидуальные предприниматели без образования юридического лица могут заниматься оказанием услуг по разработке компьютерных программ, организации компьютерных игр, а также услуги по набору и распечатке текстов с помощью компьютера, услуги, связанные с копированием и размножением текста.
Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным предоставить индивидуальным предпринимателям право быть резидентом Технопарка.
5. Согласно подпункту «а» пункта 10 Приложения к проекту:
«осуществлять одно из следующих видов деятельности согласно Общегосударственному классификатору видов экономической деятельности Республики Узбекистан, утвержденному постановлением Кабинета Министров от 24 августа 2016 года № 275 (далее – ОКЭД):
«Компьютерное программирование, консультации и другие сопутствующие услуги»;
- другие виды деятельности, определяемые Дирекцией;».
Не указание конкретных видов деятельности в последнем абзаце данного подпункта может привести к расширительному толкованию и на этой почве злоупотреблениям, а также к произвольному отказу в регистрации заявителя в качестве резидента Технопарка.
Учитывая вышеизложенное, а также в целях избежания отсылочных норм, представляется целесообразным предусмотреть в проекте конкретный и исчерпывающий перечень видов деятельности, которыми резиденты Технопарка могут заниматься.
6. В абзаце 2 пункта 14 Приложения к проекту указано, что Дирекция имеет право приглашать заявителя на собеседование.
Однако, необходимость, правовое значение и возможные последствия по результатам собеседования не раскрываются данным пунктом.
Это, в свою очередь, делает неопределенным регулятивное значение «собеседования».
С учетом этого и считая, что такая форма общения с заявителем является излишней, предлагается этот абзац из проекта исключить.
7. Согласно абзацу 3 пункта 16 Приложения к проекту, «осуществление деятельности по неперспективным или незначимым направлениям, что подтверждается заключением научно-технической экспертизы является основанием для отказа в регистрации заявителя в качестве резидента Технопарка».
Однако, действующим законодательством не предусмотрено понятие «деятельность по неперспективным или незначимым направлениям» и не определены его критерии, что, в свою очередь, приведет к случаям необоснованного отказа и злоупотреблению в регистрации заявителя в качестве резидента Технопарка.
Также, проектом не указано кем проводится научно-техническая экспертиза, ее правовой статус и порядок проведения.
Кроме того, ведение такой формы отбора проектов без его детальной регламентации будет способствовать возникновению коррупциогенных отношений.
Учитывая вышеизложенное, представляется целесообразным исключить абзац 3 п.16 Приложения к проекту.
8. Согласно пункту 19 Приложения к проекту, резидент Технопарка обязан предоставить по запросу Дирекции информацию о своей деятельности согласно форме и срокам, утверждаемым Дирекцией, включая статистической и налоговой отчетности.
Однако, предоставление Дирекции право утверждения формы и сроков информации о деятельности резидентов является юридически неправильным, так как форма и сроки информации о деятельности резидентов должны утверждаться нормативно-правовым актом.
В связи с этим, а также учитывая, что Дирекция не является государственным органом, предлагается утвердить форму и сроки информации о деятельности резидентов настоящим проектом.
9. В абзаце 5 пункта 19 Приложения к проекту предусмотрено, что «Резидент Технопарка может иметь другие обязанности, в соответствие с договором об условиях деятельности резидента Технопарка, заключенным им с Дирекцией».
Однако, предлагаемая норма может привести к установлению необоснованных обязательств для субъектов предпринимательства.
Учитывая вышеизложенное, а также в целях избежания отсылочных норм, представляется целесообразным предусмотреть в проекте конкретный и исчерпывающий перечень обязательств резидентов Технопарка.
10. В абзаце 7 пункта 22 Приложения к проекту предусмотрено, что для лишения статуса резидента Технопарка являются «иные основания в соответствие с законодательством Республики Узбекистан».
Необходимое регулятивное правило изложено не конкретно, понятие «иные основания» своей неопределенностью создаст предпосылки для произвольного и субъективного толкования таких оснований.
Это, в свою очередь, создаст почву для злоупотребления и коррупции.
Учитывая вышеизложенное, а также в целях избежания отсылочных норм, представляется целесообразным предусмотреть в проекте конкретный и исчерпывающий перечень оснований для лишения статуса резидента Технопарка.
11. В абзаце 2 пункта 29 Приложения к проекту предусмотрено, что «При этом, Дирекция по результатам изучения деятельности резидента Технопарка в течение 5 рабочих дней выносит решение о лишении статуса резидента Технопарка юридического лица и уведомляет об этом органы государственной налоговой службы».
Однако, проектом не указан порядок проведения изучения деятельности резидента Технопарка. Это, в свою очередь, может привести к незаконным проверкам и вмешательству в деятельность резидентов Технопарка.
В связи с этим, представляется целесообразным в проекте предусмотреть порядок изучения деятельности резидентов.
Информационная служба ТПП РУз
03.04.2019
14:41