Торгово-промышленной палатой проведена общественная экспертиза ещё одного проекта нормативно-правового акта
Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан является компетентным органом по оценке прав и законных интересов субъектов предпринимательства, а также по оценке влияния нормативно-правовых актов, проводит общественные экспертизы и представляет отрицательные и положительные заключения.
В частности, за прошедший период текущего года экспертными советами было рассмотрено 263 проектов нормативно-правовых актов и предоставлены результаты общественной экспертизы.
Например, Палатой расмотрен проект Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», разработанный Антимонопольным комитетом Республики Узбекистан, и дано заключение общественной экспертизы:
- Пунктом 3 статьи 2 проекта предлагается дополнить Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности статьей следующего содержания:
Антимонопольным органам подведомственны дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 178 (в части нарушения законодательства о конкуренции и естественных монополиях) настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания от имени антимонопольных органов вправе руководитель антимонопольного органа и его заместители, руководители территориальных органов антимонопольного органа».
В предлагаемой редакции предусматривается предоставление прав руководителю антимонопольного органа и его заместителям рассматривать дела об административных правонарушениях и применять административные взыскания от имени антимонопольных органов.
Однако, Постанавлением Президента Республки Узбекистан от 24 января 2019 года №ПП-4126 не предусмотрено предоставление таких полномочий председателю Антимонопольного комитета и его заместителям.
Кроме того, единоличное рассмотрение и принятие решения по применению административных взысканий приведет к нарушению объективности и создаст предпосылки для возникновения коррупционных факторов.
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным предоставить право рассмотрения и принятия решения о применении административных взысканий специальной комиссии по рассмотрению нарушений законодательства о конкуренции, как установлено в п.9-11 Положения о порядке возбуждения и рассмотрения дел о нарушениях законодательства о конкуренции, естественных монополиях, защите прав потребителей, и рекламе, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 12 октября 2005 года № 225. Рассмотрение дела на заседании комиссии обеспечит наиболее полный и всесторонний анализ и оценку обстоятельств дела, соблюдение прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело, а также иных заинтересованных лиц.
- Пунктом 1 статьи 3 проекта предусматривается абзац пятый статьи 10 Закона «О естественных монополиях» дополнить словами «о естественных монополиях, в том числе об изъятии у субъекта естественной монополий необоснованно полученного дохода (прибыли) и наложении штрафа на субъект естественной монополии».
Однако, на настоящий момент в законодательстве отсутствует механизм по изъятию у субъектов предпринимательства необоснованно полученного дохода (прибыли) в действующем законодательстве.
Кроме того, действующее законодательство в сфере антимонопольного регулирования не содержит точного определения понятия «необоснованно полученный доход». Это, в свою очередь, может привести к возникновению споров и разногласий между антимонопольным органом и естественными монополиями.
На основании вышеизложенного, представляется целесообразным внести дополнение в вышеупомянутый Закон, предусматривающее разъяснение понятия «необоснованно полученный доход».
- Пунктом 4 статьи 3 проекта предлагается дополнить ст.19 Закона «О естественных монополиях» частями, предусматривающими наложение штрафов за определенные нарушения законодательства о естественных монополиях.
Однако, введение таких санкций является неправомерным, так как предлагаемая норма приведет к двойному привлечению к ответственности субъектов предпринимательства за одно и тоже нарушение.
Кроме того, в проекте не учтены требования Концепции совершенствования нормотворческой деятельности, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 8 августа 2018 года № УП-5505, т.е. действующим законодательством уже предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о естественных монополиях и законодательства о защите прав потребителей (ст.178 Кодекса об административной ответственности и ст.183 Уголовного кодекса).
Согласно пункту 4 раздела I вышеуказанной Концепции, регуляторное вмешательство государства допускается только если другие меры (административные процедуры, управленческие решения, судебное рассмотрение) не могут решить соответствующую проблему и его необходимость основана должным образом.
Учитывая, что государственные органы (Антимонопольный комитет и др.) имеют полномочия для урегулирования данных вопросов или проблем через предусмотренные законодательством меры и административные процедуры, нет необходимости введения новых санкций за нарушение законодательства о естественных монополиях.
- Пунктом 5 статьи 3 проекта предлагается дополнить Закон «О естественных монополиях» статьей следующего содержания:
«Статья 19-1. Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о естественных монополиях
....
Штраф за нарушение законодательства о естественных монополиях уплачивается органами государственного управления, органами государственной власти на местах, государственными предприятиями, учреждениями и субъектами естественной монополии в тридцатидневный срок со дня принятия решения антимонопольного органа о наложении штрафа.
… ».
В целях недопущения неясности и различного толкования законодательных норм по срокам уплаты штрафов, представляется целесообразным в проекте слова «со дня принятия решения антимонопольного органа о наложении штрафа» заменить словами «со дня их надлежащего уведомления о принятии решения о наложении штрафа антимонопольным органом».
- Пунктом 12 статьи 6 проекта предлагается дополнить ст.27 Закона «О конкуренции» частями, предусматривающими наложение штрафов за определенные нарушения законодательства о конкуренции.
Учитывая п.3 настоящего Заключения, предлагается пересмотреть данное дополнение.
Информационная служба ТПП http://t.me/uzchamber
16.04.2019
16:52