Торгово-промышленной палатой проведена общественная экспертиза ещё одного проекта нормативно-правового акта
Торгово-промышленная палата Республики Узбекистан является уполномоченным органом по оценке влияния нормативно-правовых актов на предпринимательскую деятельность, проводит по ним общественную экспертизу и даёт заключения.
В частности, за прошедший период текущего года общественная экспертиза проведена по 11 проектам нормативно-правовых актов. Например, Палатой рассмотрен проект постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием порядка проведения обязательного технического осмотра транспортных средств» № ID-11883, разработанный Министерством внутренних дел Республики Узбекистан и дано следующее заключение общественной экспертизы (выписка):
1. Проектом предусматривается внедрение порядка выдачи сертификатов о соответствии технического состояния транспортных средств техническим регламентам по безопасности автотранспортных средств, а также введение сбора за выдачу сертификата в размере 40 процентов от размера базовой расчетной величины.
В пояснительной записке к проекту отмечается, что проект разработан в соответствии с Соглашением о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров (Вена, 13 ноября 1997 года), которое регламентирует единый порядок проведения технического осмотра транспортных средств, а также выдачу сертификата, соответствующего Международному сертификату технического осмотра.
Согласно ст.12 Соглашения, периодический технический осмотр транспортных средств могут проводить органы или учреждения, назначаемые государством.
Более того, в п.1 Добавления 2 к Соглашению указано:
«Уполномоченные центры технического осмотра отвечают за проведение контрольных осмотров, выдачу свидетельства о соответствии требованиям осмотра, содержащихся в соответствующих Правилах».
Исходя из вышеизложенного С оглашения следует, что техосмотр транспортных средств могут проводить государственные органы или учреждения, назначаемые государством, которые могут выдавать свидетельства (сертификат) о соответствии транспортного средства техническим требованиям, т.е выдача сертификата осуществляется не только уполномоченными органами, но и другими уполномоченными государством учреждениями.
В пунктах 2 - 5 Добавления 2 к Соглашению приведены требования, которым должен соответствовать Международный сертификат технического осмотра.
Однако, в данных пунктах отсутствуют требования касательно того, что Международный сертификат технического осмотра должен быть изготовлен из прочных и гибких материалов (размер А7), имеющих несколько уровней защиты от подделок, иметь визуально отличительные для каждого года цветовые параметры, встроенную электронную метку, т.е требования к сертификату, предусмотренные в проекте намного усложнены, чем те, которые указаны в Соглашении.
Кроме этого, согласно п.2.4 Предписания № 2 Добавления 2 к Соглашению, данное Соглашение применяется в отношении механических транспортных средств категорий M2, M3, N2 и N3, а также прицепы категорий О3 и О4, используемые в международном сообщении, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг, за исключением транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и имеющих, помимо сиденья водителя, не более восьми мест для сидения, т.е Соглашение распространяется на определённую категорию транспортных средств, используемые в международном сообщении.
Следовательно, мотивы, изложенные в предоставленных документах касательно внедрения на территории республики порядка выдачи сертификатов о соответствии технического состояния транспортных средств техническим регламентам по безопасности автотранспортных средств, а также введения сбора за выдачу сертификата в размере 40 процентов от размера базовой расчетной величины, ничем необоснованы, и принятия документа в таком виде может вызвать общественный резонанс и негативно отразиться на имидже и инвестиционной привлекательности страны.
2.Как видно из пояснительной записки, еще одним основанием для разработки проекта послужил опыт стран Европейского союза, в том числе, Германии.
Однако, при изучении положительного опыта стран Европейского союза выяснилось, что у каждой страны имеется свой подход к решению вопросов, связанных с техосмотром.
Например, в таких странах ЕС как Германия, Франция, Австрия, Нидерланды, Швеция, Польша все мастерские, где проходят техосмотр водители - частные фирмы, которым государство делегировало свои полномочия, наделив их правом осуществлять проверки технического состояния транспортных средств, т.е в этих странах, независимо от категории транспортных средств, техосмотр проводится исключительно субъектами предпринимательства.
Более того, в этих странах новое транспортное средство не подлежит техосмотру в течение трех лет (Франция 4 года), если же возрастной критерий пройден, то транспортные средства проходят техосмотр раз в два года.
При изучении опыта Грузии выяснилось, что там отсутствуют какие-либо сертификаты и талоны, свидетельствующие о прохождении техосмотра.
Субъекты, оказывающие услуги по техосмотру, вводят информацию о прохождении проверки в соответствующую электронную базу данных, доступ к которой имеет полиция. Таким образом исключается волокита, связанная с получением свидетельства.
Учитывая положительный опыт вышеприведенных стран, необходимо:
- поэтапно передать функции государства по техническому осмотру всех категорий транспортных средств в частный сектор, установив, при этом, правовой статус и ответственность данных субъектов;
- разработать Единую электронную базу данных, содержащую информацию о прохождении транспортного средства техосмотра;
- отменить всевозможные талоны, сертификаты, свидетельствующие о прохождении технического осмотра транспортного средства;
- предусмотреть фиксацию транспортных средств (по номерным знакам), не прошедших техосмотр, при помощи видеокамер
с автоматическим составлением протокола; - выдавать Международные сертификаты технического осмотра для транспортных средств, указанных в Соглашении (Вена, 13 ноября 1997 года), через Агентства государственных услуг на основании информации, содержащееся в Единой электронной базе данных о техосмотре (т.е. сертификат выдается по заявлению лица).
3. В целях создания благоприятных условий физическим и юридическим лицам, владельцам транспортных средств, а также повышения эффективности проведения обязательного технического осмотра транспортных средств, представляется целесообразным пересмотреть проект с учетом вышеуказанных рекомендаций.
09.01.2020
18:52