Правовые гарантии предпринимательской деятельности
4 января 2017 года по инициативе Комитета Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан по демократическим институтам, негосударственным организациям и органам самоуправления граждан совместно с Торгово-промышленной палатой Узбекистана проведен республиканский видео-семинар на тему “Правовые основы деятельности института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан ”.
Как известно развитие и обеспечение правовой защиты предпринимательства в стране является приоритетным направлением осуществляемых экономических реформ. Так как, развитие предпринимательства – это залог устойчивого развития страны и экономики. Поэтому, начиная с первых дней независимости в республике поэтапно реализуются реформы по совершенствованию экономическо-социальной и правовой сферы, а также развитию свободной предпринимательской деятельности.
В Узбекистане большое внимание уделяется формированию правовых основ и системному совершенствованию предпринимательской сферы. В целях совершенствования правовых основ частной собственности, сектора малого бизнеса и частного предпринимательства, принято 1219 нормативно-правовых актов, основанных на Конституцию Республики Узбекистан, Гражданский кодекс и Закона “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности”. Из них, 156 актов являются Законами, 138 актов составляют Указы, Постановления и Распоряжения Президента, 280 – Постановления Кабинета Министров, 646 – нормативно-правовые акты разных министерств и ведомств.
В целях дальнейшего углубления и ускорения задач, исходящих из вышеуказанных направлений, 5 октября 2016 года Президентом Республики Узбекистан Ш.Мирзиеевым подписан Указ “О дополнительных мерах по обеспечению ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защите частной собственности и качественному улучшению деловой среды”, который ознаменовал начало нового этапа реформ в сфере предпринимательства. Данный Указ поставил перед системой государственных органов задачу по дальнейшему совершенствованию действующего законодательства о предпринимательской деятельности. Основными целями документа определены системный анализ нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, провести их инвентаризацию, выявление существующих противоречий и не соответствий, определение и устранение правовых преград, препятствующих ведению свободной предпринимательской деятельности.
В частности, Указ в качестве важнейшего приоритета и первостепенной задачи государственных органов закрепляет «предоставление большей свободы малому бизнесу и частному предпринимательству, кардинальное сокращение вмешательства в их деятельность с концентрацией усилий на раннем предупреждении, повышении эффективности профилактики и недопущении правонарушений».
Как было отмечено участниками видео-семинара, данным Указом предусмотрено создание института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе Республики Узбекистан в целях усиления парламентского контроля за исполнением законов в области защиты прав и законных интересов предпринимателей.
Вопрос создания института Уполномоченного по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства при Олий Мажлисе является своего рода новшеством. Введение деятельности подобного института служит прочной гарантией в совершенствовании исполнительной дисциплины по правовой поддержке субъектов предпринимательства, повышению эффективности пользования нормативно-правовыми актами, полноценному подчинению нормам действующего законодательства.
Как показывает зарубежной опыт, данный институт занимает важное место в обеспечении правовой защиты субъектов предпринимательства, а также в представлении их интересов в отношениях с государственными структурами.
Наряду с этим, по случаю продолжения пути по либерализации административного и уголовного законодательства, в Указе предусмотрено внесение ряда соответствующих изменений и дополнений в Уголовный кодекс, Кодекс об административной ответственности, Налоговый кодекс и другие законодательные акты.
В ходе видео-семинара отмечалось, что Указом предусмотрено утверждение Программы комплексных мер, предусматривающей реализацию 42 конкретных мероприятий по пяти наиболее приоритетным сферам ускоренного развития предпринимательской деятельности, всемерной защиты частной собственности и качественного улучшения делового климата, а также в рамках совершенствования правовых основ по борьбе с коррупцией, снижения административных барьеров при взаимодействии государства и бизнеса, обеспечения открытости и прозрачности использования государственных ресурсов принятие целого пакета законов, включая законы «О противодействии коррупции», «Об административных процедурах», «О государственных закупках» и «О государственно-частном партнерстве», на основе общепризнанных международных стандартов.
Выступившие на видео-семинаре участники проинформировали присутствующих гостей о внесение изменений и дополнений в Закон «О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов», Уголовно-процессуальный кодекс и другие нормативно-правовые акты для установления четкой правовой регламентации порядка назначения и проведения проверок по уголовным делам.
Программа предусматривает разработку предложений по дальнейшей либерализации норм уголовного законодательства, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, установлению единых критериев и оснований определения ущерба, нанесенного в результате совершения преступлений, а также незаконного вмешательства в деятельность субъектов предпринимательства.
Кроме того, отдельно отмечалось, что документом предусматривается критический пересмотр с учетом передового зарубежного опыта специальных нормативных документов, таких как технические требования (санитарные, экологические, градостроительные нормы и правила, правила пожарной безопасности, стандартизации и др.) с исключением неэффективных, устаревших и подменяющих рыночные механизмы норм.
На видео-семинаре приняли участие депутаты Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан, представители Торгово-промышленной палаты, Министерства юстиции, Генеральной прокуратуры, Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсман), Центрального банка, Государственного налогового комитета, Государственного таможенного комитета, члены Республиканского Совета по координации деятельности контролирующих органов, а также сотрудники средств массовой информации.
Пресс-служба ТПП РУз
05.01.2017
10:39