Более 2000 предпринимателей Узбекистана зарегистрировали свой бизнес через Интернет
С 1 апреля 2017 года в Узбекистане запущена уникальная национальная автоматизированная система государственной регистрации бизнеса, позволяющая получить свидетельство о госрегистрации за 30 минут.
В течение одного месяца с даты запуска новой системы с ее помощью зарегистрировано свыше 21 тыс. субъектов предпринимательства, из них 7,5% в онлайн режиме.
Международными исследованиями отмечается, что упрощение условий регистрации бизнеса повышает экономический рост и занятость. Это связано с тем, что больше фирм входят на рынок, когда сборы за регистрацию снижены, большой процент новых фирм сохраняется и растет, новые фирмы создают конкуренцию, что способствует повышению производительности и росту инвестиций уже существующих игроков на рынке.
Внедрение механизма регистрации бизнеса в режиме реального времени стало важным шагом на пути обеспечения доступности, прозрачности и качества оказания государственной услуги. Следует отметить, что при содействии проекта Программы развития ООН «Бизнес-форум Узбекистана (фаза-III) в республике впервые внедрена полностью транзакционная государственная услуга. Благодаря функционированию нового порядка значительно сокращено количество процедур, снижены временные и финансовые издержки.
На сегодняшний день при регистрации юридического лица количество представляемых документов сокращено с 6 до фактически 1, т.е. необходимо только заявление, из указанных в нем сведений генерируются учредительные документы (за исключением случаев слияния, разделения и выделения, при которых необходимо также представить отсканированный передаточный акт или разделительный баланс). Для индивидуальных предпринимателей (ИП) количество необходимых документов сокращено с 7 до 1, т.е. необходимо представить только заявление.
Кроме этого, процедура регистрации бизнеса через Интернет имеет ряд преимуществ по сравнению с явочным обращением.
• Во-первых, отсутствует необходимость представления в регистрирующий орган оригиналов документов в бумажной форме, что освобождает заявителей от необходимости физического посещения регистрирующего органа, а также кассы банка для оплаты государственной пошлины за регистрацию, что также снижает косвенные расходы заявителей.
• Во-вторых, ставка государственной пошлины за регистрацию, включая перерегистрацию бизнеса, при подаче документов через Интернет, установлена в два раза ниже, чем в случае явочного обращения.
• В-третьих, начать, приостановить или возобновить оформление и подачу документов для регистрации бизнеса можно в любое удобное для заявителя время.
За первый месяц функционирования онлайн услуги было зарегистрировано более 1000 юридических лиц и более 1200 индивидуальных предпринимателей. Услуга онлайн регистрации бизнеса с образованием юридического лица была более востребована среди заявителей города Ташкента, Ташкентской и Джизакской областей. Онлайн заявок на регистрацию бизнеса без образования юридического лица поступило больше от предпринимателей Ташкентской области, города Ташкента и Наманганской области. При этом 92,5% заявителей для подачи заявления на регистрацию бизнеса предпочли онлайн регистрации явочное обращение в центры «одно окно».
Эксперты проекта «Бизнес-форум Узбекистана (фаза-III)» считают, что имеется значительный потенциал дальнейшего улучшения данной услуги. В частности, предлагается исходя из опыта ряда стран (Словении, Македонии, Казахстана) изучить возможности полной отмены уплаты государственной пошлины для государственной регистрации обществ с ограниченной ответственностью (ООО) вне зависимости от формы собственности и вида деятельности в случаерегистрации ООО исключительно через Интернет. Данная организационно-правовая форма является наиболее популярной среди субъектов предпринимательства по причине низких обременительных требований законодательства. Так, в период с 1 января по 1 мая этого года в республике зарегистрировано свыше 11 тыс. ООО.
Второе, уже сейчас можно начинать изучение и дискуссии по поводу создания возможностей для удаленного открытия банковских счетов гражданами республики.
Одной из причин относительно низкого использования системы онлайн регистрации бизнеса является необходимость разовой идентификации и аутентификации на Едином портале интерактивных государственных услуг с помощью средств электронной цифровой подписи (ЭЦП).
Аутентификация позволяет в дальнейшем получить доступ к другим услугам, но для этого необходимо обратиться в налоговую инспекцию для получения ЭЦП. В этой связи, по мнению экспертов проекта, необходимо ввести в пользование идентификационные карты личности (ID-карт), которые предлагается выдавать единовременно с паспортом гражданина Узбекистана. ID-карты позволят получить доступ и удаленно воспользоваться любой государственной услугой через Интернет, включая подписание заявлений, документов в режиме реального времени.
В более глобальном масштабе для популяризации онлайн услуги по регистрации бизнеса среди населения важно повышать уровень компьютерной грамотности заявителей, поскольку незнание компьютера может сдерживать их возможности. Надо отметить и не использование предпринимателями их права, предусмотренного законодательством, по неприменению печатей и штампов в своей деятельности. Так, законом от 20 августа 2015 г. № ЗРУ-391 отменено требование об обязательном изготовлении печатей и штампов для субъектов малого бизнеса.
Кроме того, необходимо активнее информировать население, в частности в регионах, о возможностях созданного механизма и повышение правовой грамотности в указанной сфере. В связи с чем, экспертами проекта подготовлен комментарий, который будет способствовать дальнейшему улучшению правоприменительной практики положений законодательства о государственной регистрации субъектов предпринимательства.
19.05.2017
09:56