Международный коммерческий арбитраж как форма защиты предпринимательства
Во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 19 июня 2017 года №УП-5087 «О мерах по коренному совершенствованию системы содействия развитию предпринимательской деятельности и защиты законных интересов бизнеса» 28 июля текущего года в Торгово-промышленной палате Узбекистана проведено заседание Рабочей группы по подготовке и реализации комплекса мер о совершенствовании деятельности Международного коммерческого арбитражного суда.
Мероприятие прошло под председательством Первого заместителя председателя ТПП И.Жасимова.
На заседании обсудили проект «Комплекса мер по созданию в структуре Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан международного коммерческого арбитражного суда по обеспечению надежной защиты прав и законных интересов иностранных инвесторов, а также национальных компаний во взаимоотношениях с зарубежными партнерами» и законопроект «О международном коммерческом арбитраже».
В современном мире, в условиях быстро развивающейся глобализации экономики, развития межхозяйственных, межгосударственных связей и унификации законодательства на региональном и международном уровнях, международный коммерческий арбитраж, как альтернативная внесудебная форма разрешения коммерческих споров приобретает все большее значение, являясь одним из основных элементов рыночных отношений, как на национальном, так и на международном уровнях.
Принимая во внимание вышеуказанное, необходимость принятия проекта Закона обусловлена следующими:
первое - правовая регламентация создания, деятельности и прекращения деятельности международных коммерческих арбитражных судов в Республике Узбекистан, определение основных принципов деятельности международного коммерческого арбитража;
второе - создание действенного механизма разрешения спорных вопросов с иностранными партнерами и другими участниками международных торгово-экономических отношений;
третье - сокращение издержек хозяйствующих субъектов при рассмотрении споров, регламентирование механизмов признания и исполнения арбитражных решений, и на этой основе, повышение репутации страны в регионе в рассмотрении спорных вопросов международных сделок.
Проект Закона состоит из 59 статьей, в которых определены:
- основные понятия, споры, разрешаемые международным коммерческим арбитражным судом, порядок образования, деятельности и прекращения арбитражных судов, ведение их учета.
При этом в проекте подробно приведены виды арбитражных судов (постоянно действующие и временные) и принципы осуществления арбитражных разбирательств, пределы вмешательства компетентного суда в деятельность арбитражных судов;
- в проекте особое внимание уделено арбитражному соглашению
(как основному документу, предоставляющему право на арбитражное
рассмотрение в арбитражных судах, возникших или возникающих споров)
с детальным описанием формы, механизма заключения такового соглашения,
а также его содержания;
- требования к арбитрам, порядки их избрания (назначения), отвода
и прекращения полномочий.
Например, проектом предусматривается, что арбитром может быть избрано (назначено) лицо не моложе двадцати пяти лет, способное обеспечить беспристрастное разрешение спора, прямо или косвенно не заинтересованное в исходе спора и являющееся независимым от сторон арбитражного соглашения;
- порядок определения правил арбитражного разбирательства,
места арбитражного разбирательства, язык его проведения.
При этом стороны разбирательства могут по своему усмотрению договориться о месте и языке арбитражного разбирательства, в отсутствие которых арбитражный суд самостоятельно определяет язык и место проведения разбирательства;
- порядок подачи искового заявления, а также предоставления
отзыва на него, встречного иска;
- отмена решения арбитражного суда, которое осуществляется путем подачи стороной арбитражного разбирательства соответствующего заявления в компетентный суд, а также последствия отмены арбитражного решения;
- добровольное и принудительное исполнение решения арбитражного суда, выдача исполнительного листа по решению арбитражного суда.
Кроме того, проектом закона отдельно приведены нормы по обеспечению конфиденциальности арбитражного разбирательства, разрешению споров, а также ответственность за нарушение законодательства о международном коммерческом арбитраже.
В ходе обсуждения члены Рабочей группы – видные ученые и арбитры международных коммерческих арбитражей в зарубежных странах высказали мнения с учетом мировой практики в области арбитражного разбирательства о необходимости по мере возможности сближения нормы проекта Закона к нормам Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже, принятом 21 июня 1985 года (с изменениями, принятыми 7 июля 2006 года) Комиссией ООН по праву международной торговли и одобренном Генеральной Ассамблеей ООН.
Информационная служба ТПП РУз
28.07.2017
12:03