“ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ”
8 мая 2018 года в городе Карши организован «круглый стол” на тему “Организационно-правовые основы деятельности третейских судов” во исполнение Указа Президента Республики Узбекистан от 19 июня 2017 года №УП-5087 «О мерах по коренному совершенствованию системы содействия развитию предпринимательской деятельности и защиты законных интересов бизнеса».
В работе “круглого стола” приняли участие ответственные работники Торгово-промышленной палаты Республики Узбекистан и территориального управления ТПП по Кашкадарьинской области, Экономического суда, суда по гражданским делам, управления юстиции Кашкадарьинской области, третейские судьи, руководители субъектов предпринимательства, работники юридических служб коммерческих банков и акционерных обществ, а также представители средств массовой информации.
В ходе “круглого стола” обсуждены: вопросы совершенствования прововых основ деятельности третейских судов, преимущества третейского разбирательства, порядок обращения в третейские суди, работа по активизации субъектов предпринимательства в этом деле, а также причины допушенных недостатков в деятельности Третейского суда при территориальном управлении ТПП по Кашкадарьинской области.
Как отмечалось участниками “круглого стола” третейские суды являются одним из основных институтов гражданского общества. В нашей стране созданы правовые основы организации и деятельности третейских судов. Третейский суд разрешает споры, вытекающие из гражданских правоотношений, в том числе, но, не ограничиваясь этим, экономические споры, при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, за исключением споров, которые в соответствии с законом не могут быть рассмотрены третейским судом.
Деятельность третейских судов осуществляется на основе законности, независимости, конфиденциальности сведений третейского разбирательства, беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон третейского разбирательства.
Преимуществами третейского суда являются: возможность выбора самого третейского суда и конкретного третейского судьи (судей), место и время рассмотрения спора; закрытость (в хорошем понимании, исключающее внешнее давление и не нужную огласку) разбирательства дела; беспристрастность судей; экономичность; оперативность; наличие гарантии принудительного исполнения решений третейского суда.
В своем докладе председатель Третейского суда при Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан Фозилжон Отахонов, отметил, что Третейскими судами при Торгово-промышленной палате и ее территориальных управлениях в 2017 году рассмотрены 2465 дел на общую сумму 114,2 млрд. сум и 5,4 млн.долларов США, а за первый квартал 2018 года рассмотрены 834 дела на общую сумму 104,1 млрд. сум и 1,4 млн.долларов США. Если сравнивать его с первым кварталом 2017 года это больше на 408 дел. Однако Третейским судом при территориальном управлении ТПП по Кашкадарьинской области за первый квартал текущего года не рассмотрено ни одного дела, хотя за аналогичный период 2017 года было рассмотрено 37 дел.
Данный вопрос всесторонне обсуждался участниками мероприятия и высказаны следующие причины:
недостаточная работа юридических лиц, создавщих третейские суды, а также некоторых государственных органов и средств массовой информации по пропаганде и агитации деятельности третейских судов как составная часть гражданского общества;
необходимость системного повышения квалификации третейских судьей, а также судьей компетентных судов по вопросам рассмотрения дел, связанных с решениями третейских судов;
неинформированность субъектов предпринимательства о преимуществах третейского разбирательства или их невнимательность к данному вопросу;
слабая материально-техническая база третейских судов и отсутствие во многих территориальных управлениях специальных залов по проведению третейского разбирательства.
Участниками “круглого стола” озвучены конкретные предложения: по пропаганде и агитации деятельности третейских судов; привлечению грантовых средств для проведению семинаров и конференций, в том числе международных; обобщению материалов практики третейских судов и изданию сборника; развитию взаимодействий третейских судов с компетентными судами; подготовке, переподготовке и повышению квалификации кандидатов в третейские судьи и третейских судей; установлению обмена опыта третейских судьей по разрешению споров; обеспечению исполнения решений третейских судов; совершенствованию правовых основ третейского разбирательства.
10.05.2018
12:10