Эксперты обсудили законопроект о медиации
11 ноября текущего года Торгово-промышленная палата Узбекистана провела заседание Экспертного совета для обсуждения проекта Закона «О медиации» с участием представителей государственных органов, ответственных за регулирование вопросов развитии досудебного урегулирования спора в деятельности бизнеса, а также представителей соответственных научных, учебных заведений, адвокатов.
Во исполнение п.30 Программы комплексных мер по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан, утвержденной Указом Президента Республики Узбекистан от 21 октября т.г. №УП-4850, Торгово-промышленной палатой разработан проект Закона «О медиации», определяющего основные понятия, цели, задачи, механизмы внесудебного урегулирования гражданских и хозяйственных споров.
Надо отметить что, настоящий закон разработан в целях создания правовых условий для применения в Республики Узбекистан процедуры медиации, содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений.
Настоящим законом регулируются отношения, связанные с применением процедуры медиации к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также спорам, возникающим из трудовых и семейных правоотношений.
Целями медиации являются:
1) достижение варианта разрешения спора (конфликта), устраивающего обе стороны медиации;
2) снижение уровня конфликтности сторон.
Медиация - это основанный на соглашении конфиденциальный процесс, в ходе которого стороны конфликта добровольно пытаются с помощью нейтрального третьего лица найти точки соприкосновения, которые позволят им выработать решение и урегулировать спор. То есть эта процедура альтернативного разрешения спора при помощи посредника (медиатора), который сам не выносит решения по делу, а лишь предлагает сторонам возможные пути преодоления конфликта. Следует особо подчеркнуть, что в отличие от государственного суда или третейского суда, медиатор сторонам ничего не диктует и не указывает. Основная задача медиации не в том, чтобы определить правого или виноватого в конфликте, а в том, чтобы привести стороны к консенсусу. Медиация, в свою очередь, позволит рассматривать существенно большее количество дел за счет упрощенности процедуры. Она не требует материальных вложений со стороны государства, потому что стороны сами финансируют процедуру. Она позволит сократить срок разбирательства, так как медиация не ограничена рамками регламентированного разбирательства. При обращении в суд стороны делегируют ему полномочия по разрешению спора. Суд, как правило, выносит решение в пользу одной стороны, с чем не бывает согласна другая сторона. Цель медиации найти компромиссное решение, которое устраивало бы обе стороны. Медиация - закрытый процесс, поэтому стороны могут быть уверены в конфиденциальности процедуры.
В итоге суды смогут освободиться от большой части гражданских и хозяйственных дел, что позволит им сосредоточиться на более сложных разбирательствах. Стороны, в свою очередь, получат эффективный механизм рассмотрения споров, не требующий существенных материальных вложений и длительного времени.
Сейчас медиация является самым распространенным альтернативным методом разрешения конфликтов в мире. Успешность процедуры медиации чрезвычайно высока: в мире в среднем от 75% до 80 % всех споров, вынесенных на медиацию, завершаются заключением соглашения. В международной практике существует много моделей медиации. Хотя формы и порядок проведения медиации в зависимости от конкретной страны могут различаться, основные принципы медиации остаются неизменными. Такими принципами являются: добровольность, равноправие сторон, нейтральность медиатора и конфиденциальность.
В своих выступлениях участники «Экспертного совета» отмечали что, наиболее приемлемой для судебной практики Узбекистана было бы использование в разрешении споров нескольких форм медиации (досудебная, внесудебная и судебная медиация). А именно:
– досудебную медиацию предлагается развивать в рамках претензионного порядка разрешения споров, существующего в хозяйственном процессе. Данную форму разрешения спора полагается нецелесообразным внедрять в гражданско-процессуальное законодательство;
- внесудебная медиация. Она должна широко применятся в деловом обороте и использоваться сторонами на сугубо добровольной основе вне рамках судебного разбирательства. Для использования данной формы разрешения споров контрагентам достаточно лишь оговорить в договорах условия о разрешении возникшего спора с использованием услуги независимого посредника (медиатора) либо, если подобная оговорка отсутствуют в договоре, они могут после возникновения спора заключить дополнительное соглашение о проведении медиации. Кроме того, внесудебная форма медиации может быть использована также в третейских судах, где третейский судья вправе рекомендовать сторонам воспользоваться услугами медиатора для разрешения спора.
В целом, данная форма медиации должна развиваться автономно от гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства и во многом зависит от повышения уровня правосознания и предпринимательской этики хозяйствующих субъектов;
- судебная (околосудебная) медиация. Предлагается внедрить данную форму разрешения споров в гражданский и хозяйственный процессы путем введения данного института в гражданское процессуальное и хозяйственное процессуальное законодательства. При этом, разрешение спора путем посредничества инициируется после принятия иска на рассмотрения суда, а именно на стадии подготовки дела к судебному разбирательству. По отдельным категориям споров судебная медиация должна применяться в обязательном порядке, по другим – по инициативе суда при обоюдном согласии сторон.
Пресс-служба ТПП РУз
11.11.2016
16:35